«Ястреб» – по-молдавски, миротворец – по-приднестровски

Молдову с очередным визитом посетил вице-премьер России Дмитрий Рогозин.

Визит российского официального лица подобного уровня – всегда событие для Молдовы. Особенно если он еще и сопредседатель российско-молдавской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, а также специальный представитель президента России по Приднестровью. Ну и, конечно, нельзя не отметить тот факт, что это уже второй в этом году визит Д. Рогозина в Молдову, причем после двухлетнего перерыва.

Последние два года многие эксперты считают наихудшими в плане развития отношений между нашими странами. Резкое ухудшение наступило после присоединения Молдовы к договору об ассоциации с ЕС, на что Москва ответила введением таможенных пошлин на молдавские товары, справедливо рассудив, что данная мера необходима для защиты российского рынка от реэкспорта европейских товаров. Одновременно с этим началось нагнетание напряженности вокруг Приднестровья – региона, который с момента своего фактического отделения от правобережной Молдовы в 1992 году пользовался всяческой поддержкой России. Причем напряжение стало нагнетаться как со стороны Кишинева, так и со стороны сопредельной Украины, где к власти пришли т.н. проевропейские силы, в результате чего на востоке страны началась гражданская война.

Нельзя не вспомнить о том, что последний визит Д. Рогозина в Молдову в мае 2014 г. был весьма резонансным: он выступил в Тирасполе с заявлениями, которые в Молдове сочли недружественными и антигосударственными, а его самолет не выпускали назад, поскольку и Украина, и Румыния закрыли для него воздушное пространство. Надо сказать, что Дмитрий Рогозин в Молдове пользуется репутацией «ястреба». Это связано и с тем, как он зарекомендовал себя ранее на посту постоянного представителя России при НАТО, и с той прямотой и резкостью, которые характерны для многих его заявлений.

Надо сказать, что в Молдове в последние годы очень подозрительно относились к российским визитерам, особенно желающим посетить ПМР, и въезд разрешали далеко не всем, а тем, кого не пускали, устанавливали запрет на въезд на пять лет. Персонами нон грата стали заместитель директора Днестровско-Прутского информационно-аналитического центра историк Василий Каширин, российский политолог Алексей Мартынов и даже финский обществовед и публицист Йохан Бекман. Кроме этого, обычной стала практика недопущения на территорию Молдовы бригад российских журналистов, прибывающих освещать выборы и другие события общественной жизни.

Что же изменилось с тех пор? Очевидно, что какие-то факторы повлияли на отношения между Россией и Молдовой и сделали возможным их потепление. Если посмотреть на ситуацию трезво и беспристрастно, то надо признать: молдавские власти осознали, что в дружественных отношениях с Москвой Кишинев заинтересован больше, чем его партнер – российская столица. Кроме того, внутриполитическая ситуация в самой Молдове вынуждает правящую олигархическую группировку Влада Плахотнюка лавировать между Западом и Востоком. Разгул коррупции, развал экономики, массовый отъезд молдавских граждан на заработки за рубеж, подъем протестного движения и главное – недовольство Запада последовавшим массовым разочарованием граждан страны в европейском пути развития – все это причины, заставившие молдавские власти налаживать с Москвой ранее испорченные отношения.

Июльский визит Д. Рогозина в Молдову, казалось бы, ознаменовал некое потепление отношений и продвижение на пути развития торговых контактов. По итогам визита было объявлено, что российской стороной передан молдавским официальным лицам вариант дорожной карты, выполнение которой должно привести к желаемому результату. Правда, уже тогда было оговорено, что допускается обсуждение и изменение отдельных положений этого документа. В интервью газете «Коммерсантъ» Дмитрий Рогозин сказал тогда, что требования российской стороны более обширны, чем со стороны Молдовы, и добавил, что в основном речь идет о технических стандартах на молдавскую продукцию.

Таким образом, «правобережная» часть нынешнего визита Дмитрия Рогозина была посвящена встрече с вице-премьером Молдовы, министром экономики Октавианом Калмыком, на которой рассматривался окончательный вариант упомянутой дорожной карты. При условии её успешного согласования и последующего выполнения будут приняты решения по восстановлению и развитию товарооборота между двумя странами. Нормализация отношений с Молдовой – в понимании России – предполагает выполнение плана действий по постепенной отмене торговых ограничений в отношении молдавской продукции. В основном дорожная карта ориентирована на восстановление обязательств Молдовы, под которыми она подписалась и должна выполнять в рамках СНГ, из которого, как известно, никуда не выходила. Те отдельные моменты дорожной карты, которые Россия готова обсуждать и которые готова изменять, вряд ли будут принципиальными, и, скорее всего, Молдова окажется в довольно неудобном положении.

Пока что непонятно, каким образом молдавским властям удастся сочетать требования договора об ассоциации с ЕС, с одной стороны, и дорожной карты - с другой, и поэтому перспективы расширения товарооборота с Россией представляются довольно-таки сомнительными. На данном этапе в ходе переговоров двух вице-премьеров была достигнута договоренность о продолжении работы в рамках дорожной карты и о новой встрече в конце ноября в Сочи.

Особая сторона визита – исполнение Д. Рогозиным функций спецпредставителя президента по Приднестровью. Назначение на эту должность весной 2012 года совпало с избранием Евгения Шевчука главой республики. С тех пор Россия уделяет особое внимание Приднестровью, реализуя здесь крупный гуманитарный проект по линии АНО «Евразийская интеграция», общая стоимость которого оценивается в 5 млрд. рублей.

Сегодня непризнанная республика переживает один из самых тяжелых периодов своей истории. ПМР в буквальном смысле находится между Сциллой и Харибдой: с одной стороны – Украина, в которой бушует гражданская война и антироссийская политика, с другой – Молдова, ищущая новые инструменты для давления на Тирасполь. Под воздействием международного финансового кризиса и ограничительных мер со стороны Кишинева экономика Приднестровья в последние годы серьезно пострадала, и, как следствие, это сказалось на уровне жизни населения непризнанной республики.

Ситуация в Приднестровье в преддверии очередных выборов (11 декабря) президента накалена до предела. На прошлогодних выборах представители оппозиционной Е. Шевчуку партии «Обновление» получили 35 из 43 мест в Верховном совете. Весь последующий период взаимоотношений президента и Верховного совета можно охарактеризовать как настоящую войну. Ныне главные претенденты на пост главы Приднестровья – президент Евгений Шевчук и председатель Верховного совета Вадим Красносельский. Оба – частые гости в Москве. Первый не так давно подписал указ о гармонизации приднестровского законодательства с российским, а второй на недавних думских выборах активно агитировал за «Единую Россию».

Накал борьбы между кандидатами сейчас такой, будто голосование ожидается со дня на день. Они уже не просто критикуют друг друга, а перешли к прямым угрозам: Красносельский во время дебатов с Шевчуком пригрозил ему тюрьмой, а Шевчук заявил, что власти готовы применить силу, если кто-то попытается устроить в Приднестровье «майдан» по украинскому сценарию. Так что важным моментом миссии Д. Рогозина, помимо подтверждения стабильности интереса России к Приднестровью, стало и примирение здесь противостоящих ветвей власти.

Миссию по примирению можно считать удачной. Вице-премьер российского правительства провел в Тирасполе почти весь день 10 октября. Утром он открыл в приднестровском селе Ташлык школу, построенную при финансовой поддержке России. На открытие школы, как и предполагалось, пришли и Е. Шевчук, и В. Красносельский. Совместное появление на открытии школы разругавшихся политиков должно было показать, что ситуация под контролем и «красные линии» пока не перейдены. Д. Рогозин поочередно встретился с обоими политиками. На встречах (причем как в их закрытой части, так и публично) гость дал понять, что градус предвыборной гонки необходимо понизить, чтобы избирательная кампания и сами выборы не создавали угрозы политической стабильности: «Главное в выборной кампании – не раскачать стабильность, которая была достигнута большим-большим трудом». Тем не менее прогнозы на длительность установленного «перемирия» не так уж оптимистичны.

В любом случае визит Дмитрия Рогозина еще раз подтвердил, что Россия внимательно следит за процессами, происходящими в Приднестровье, и продолжает оказывать поддержку региону, который переживает один из самых сложных периодов своей истории. Ну и, конечно, следует только приветствовать возобновление диалога между Москвой и Кишиневом, который может стать этапом к улучшению отношений между двумя государствами.

Страны: 
Эксперты: