В Москве в рамках проекта «Наши дети рисуют мир» на днях открылась выставка, на которой представлены фотографии военкоров из Донбасса Олега Никитина, Сергея Кошкина, Дениса Григорюка и Дэна Леви, а также рисунки маленьких жителей Новороссии, на которых они призывают к миру, показывают красоту своей земли и просто изображают мирную жизнь — людей, ждущих автобус на остановке, тихий вечерний город, любимую собаку, залитые утренним светом спокойные терриконы.
На открытие был приглашен организатор открывшейся в конце сентября в Брюсселе выставки «Донбасс. Хроники Ангелов» — бельгийский политолог, директор геополитического исследовательского центра «Евро-Рус» Крис Роман, который побывал весной в Донбассе и был очень впечатлен этой поездкой.
Роман сообщил, что следил за событиями в Донбассе, читал статьи в независимых источниках, видел фотографии оттуда, но не думал, что реальность будет еще более страшной. «Я полагал, что понимаю, насколько все происходящее там ужасно. Но в мае я сам побывал в Донбассе, и это оказалось еще страшнее. Я видел много разрушенных домов, брал интервью с бабушками, с детьми. И они очень трогали меня», — рассказал Роман.
Больше всего ему запомнился разговор с девочкой, которой на момент начала войны было всего 13 лет. Девочка вспоминала, как она переживала первые украинские обстрелы, налеты украинской авиации, как спасалась от них, падая на пол и прячась в ванной. Крис Роман был поражен тем, что даже дети имеют опыт жизни и выживания на войне.
Он рассказал, что идея показать жителям Бельгии то, что на самом деле происходит в Донбассе, появилась после того, как он побывал на московской выставке «Слезы Донбасса» военного фотографа Дэна Леви.
«Я подумал, что такие мероприятия должны проходить в Бельгии. У меня появилось желание организовать такую же выставку в Брюсселе, потому что Брюссель — это центр Евросоюза и НАТО. И, конечно, мы очень благодарны, что Российский центр науки и культуры и посольство России в Брюсселе нам помогали. Мы организовали выставку для того, чтобы бельгийцы могли все увидеть своими глазами», — отметил Роман.
Крис Роман понимает, что война на Донбассе была бы невозможной без американских денег. А зависимая от США европейская пресса и европейские политики, по его словам, не рассказывают гражданам своих стран правды о Донбассе.
Роман сомневается, что можно добиться изменения официальной позиции Евросоюза, европейских политиков, но убежден в том, что общественное мнение вполне способно поменяться. «Я уверен — люди поймут, что на самом деле происходит в Донбассе, поймут, что наши СМИ лгут, осознают, что Россия — наш друг», — сказал он.
EADaily также обратилось к авторам представленных на выставке в Москве и Брюсселе фотографий с вопросом о том, как они пришли в военную журналистику, и в чем они видят смысл военной фотографии.
Олег Никитин рассказал, что раньше работал инженером-геодезистом, увлекался фотографией и танго. Но когда на Донбасс пришла война, все поменялось, и привычные занятия и увлечения его жителей остались в прошлом вместе с мирной жизнью.
«Я пришел в журналистику с мыслью, что хочу показать как можно большему числу людей, как на самом деле тут у нас живется людям. Простым людям. Cо временем мое восприятие этой работы несколько изменилось. Я стал понимать, что важно всё: от тяжелой жизни простых людей в прифронтовых районах до мотивации и героизации ребят, которые остаются на фронте, несмотря на жару, холод, всевозможные лишения. Всё это важно, и каждый может выбрать то, что нравится ему больше или получается лучше», — убежден Олег Никитин.
Денис Григорюк никогда не хотел стать военным фотографом, и даже не рассматривал такую возможность. «Я и о войне думал лишь вскользь. Боялся её, но она всё равно пришла. Начал с блогерства. Писал в ЖЖ и через интернет распространял свои заметки. Меня заметили, и так я попал в одно интернет-издание. Уже там военкор Сергей Кошкин вручил мне первую камеру. Показал, что да как. Понемногу учил композиции и устройству камеры. И постепенно я сам более-менее научился фотографировать. Первым опытом был именно военный. Снимал разрушения, слезы пожилых людей, разорванные тела. Если честно, в фотографию я не вкладывал особого смысла. Что видел, что впечатляло меня больше всего — то и фотографировал.
А бросалось в глаза многое: разрушенные Дебальцево и Углегорск, бездомные из-за войны пожилые женщины, дети, уставшие от войны лица военных. И, безусловно, в этом есть героизм. Он ведь не в храбрости, а в несломленности. Суметь выстоять, когда хочется взять и сдаться. В этом-то и есть героизм. Стоять за свои принципы до конца, даже когда пули свистят, снаряды разрываются, убивают женщин, детей и твоих товарищей», — сказал он.
По словам фотографа, проведением выставки ее авторы и организаторы хотели показать страдание народа Донбасса. «Не изображать войну красиво, а, скорее, наоборот, мы хотели показать, какой ужасной она может быть, хотели обратить внимание европейцев на проблему войны на Донбассе. Во всем мире сейчас Сирия на первом месте, а о нас как будто забыли. Вот мы и пытались напомнить, что у нас война не окончена, и людям нужна помощь. Мы понимаем, что таким образом мы войну не остановим, но если хотя бы одному человеку мы поможем — то это будет значить, что мы не напрасно занимаемся этим делом», — сказал Денис Григорюк.
Cергей Кошкин cтал военным фотокорреспондентом по воле случая. «Воевать по состоянию здоровья не смог, а бежать не позволяли убеждения, да и кто тут останется, если все убегут? Сначала был просто журналистом, а потом дожил и до первого бронежилета и до первой зеркальной камеры», — вспоминает он.
Фотография, на его взгляд, должна показывать правду, действительность. «Она должна передавать эмоции, боль, страх, отвагу, героизм… Но в военной фотографии очень трудно сохранить грань между ужасом и отвращением. Никогда бы не хотел её перейти», — сказал Кошкин.
Дэн Леви, с которым мы уже ранее разговаривали о смысле военной фотографии, рассказал, почему часто героями его работ становятся дети.
«На самом деле, у меня не было цели выделить в своем портфолио конкретно детскую тему. Однако именно детская тема самая болезненная и кричащая. Все дело в том, что каждый взрослый в той или иной степени несет на себе ответственность за происходящее, в отличие от детей. Они еще не сделали свой выбор в пользу каких-либо убеждений или равнодушия, но вынуждены ощущать все тяготы и последствия чудовищной ситуации, в которой вынуждены находиться. На мой взгляд, дети, увидевшие войну, впитавшие в себя атмосферу страха, грубости и уродства, навсегда понесут в своем фундаменте, закладываемом в детском возрасте на всю жизнь, болезненные и нездоровые элементы», — сказал Дэн Леви.
Организаторами выставки выступили гуманитарный батальон «Ангел», Фонд славянской письменности и культуры и галерея «Ардена». По словам куратора проекта «Наши дети рисуют мир» Виктора Маленкова, его цель- духовно-психологическая реабилитация детей войны, детей Донбасса. Маленков сообщил, что в рамках проекта прошло уже несколько мероприятий, а к весне планируется проведение большой фотовыставки «Боль и слезы Донбасса», посвященной погибшим защитникам народных республик.
Московская выставка «Наши дети рисуют мир» продлится до 4 ноября. Посетить ее можно по адресу: Москва, Черниговский переулок, дом 9/13, строение 2, Фонд славянской письменности и культуры.