27 сентября 2016 года исследовательская служба Конгресса США опубликовала доклад под названием «Стратегические ядерные силы США: справочная информация о состоянии, развитии и проблемах». Доклад подготовлен специалистом в области ядерных вооружений Эми Ф. Вульфом и адресован членам и комитетам Конгресса США. Доклад является хорошим справочником по состоянию ядерных сил США в последние четверть века и о планах по их модернизации в следующие четверть века. При этом достаточно подробно описываются текущие программы модернизации с их финансированием.
5 апреля 2009 года в своей речи в Праге президент США Барак Обама подчеркнул «приверженность Америки тому, чтобы добиваться мира и безопасности в мире без ядерного оружия». Однако уже тогда он признал, что цель эта пока не достижима. В 2013 году администрацией президента Обамы было принято ключевое решение о том, что Соединенные Штаты будут продолжать программы, которые позволят им модернизировать свои ядерные стратегические силы с тем, чтобы они оставались в боеспособном состоянии в ближайшие годы — вплоть до середины века. Тогда же в июне 2013 года Пентагон завершил свое исследование с тем, чтобы определить, насколько глубоко Соединенные Штаты могли бы сократить свои стратегические ядерные силы, и как они должны были бы быть развернуты в своем остатке. Самый радикальный сценарий рассматривал возможность сохранения 300 боеголовок, а самый острожный — сокращение от текущего на одну треть до уровня 1000−1100 боеголовок, но только при условии достижения соглашения с Россией по новому СНВ. В конечном итоге, некоторые из американских ядерных аналитиков пришли к выводу, что Соединенные Штаты могли бы поддерживать свою стратегическую ядерную безопасность потенциалом от 500 до 1000 боеголовок.
Если же спуститься на практическую почву, то несмотря на то, что Соединенные Штаты в соответствии с последним договором о СНВ 2010 года находятся в процессе сокращения числа ядерных боеголовок, развернутых на всех своих носителях, они планирует разработать новые системы доставки для их развертывания в течение следующих 20−30 лет. В связи с этим Конгресс США будет продолжать рассматривать все эти программы и вопросы их финансирования в ходе ежегодных дебатов о бюджете.
Со времен Холодной войны стратегический ядерный арсенал США состоял из систем дальнего действия, которые включали в себя сухопутные баллистические ракеты, развернутые на территории США, ракеты дальнего радиуса, развернутые на атомных подводных лодках, и тяжелых бомбардировщиков — носителей крылатых ракет с ядерными боеголовками или свободно падающих ядерных бомб. С начала 1960-х годов Соединенные Штаты поддерживают именно такой организационный принцип, названный «триадой» стратегических сил, состоящих из:
— сухопутных межконтинентальных баллистических ракет (МБР);
— баллистических ракет морского базирования (БРПЛ);
— стратегических бомбардировщиков.
Согласно стратегической военной концепции американцев, три режима базирования имеют взаимодополняющие сильные и слабые стороны. В сумме триада усиливает устрашение и препятствуют первому удару по США. Соотношение сил в триаде учитывает возможности и гибкости в ядерном планировании. В составе триады БРПЛ обеспечивают живучесть, МБР — стабильность, а стратегические бомбардировщики — гибкость. Соединенные Штаты собираются сохранить триаду из МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков в обозримом будущем. Планируется в ближайшие 10−20 лет модернизировать каждую составляющую американской ядерной триады.
На момент окончания Холодной войны, в 1991 году, Соединенные Штаты имели более 10 тыс установленных боеголовок на носителях своей триады. К настоящему времени это число сократилось до менее чем 1,6 тыс боеголовок. К 2018 году по договору 2010 года о СНВ планируется сократить число установленных на стратегических носителях боеголовок до 1550 штук. На 1 июля 2015 года, согласно обмена данными с РФ, Соединенные Штаты имели 1481 ядерный боезаряд на 741 развернутых МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиках.
В договоре о СНВ 1991 года число боеголовок, развернутых на МБР и БРПЛ, подсчитывалось по фактическому количеству развернутых боеголовок на носителях. При подсчете авиационной составляющей использовалась другая система. Бомбардировщики, которые не были оборудованы для несения крылатых ракет воздушного базирования — бомбардировщики В-1 и В-2, засчитывались как один самолет — один боезаряд, хотя каждый самолет был способен нести до 16 ядерных бомб. Бомбардировщики, оснащенные для перевозки крылатых ракет воздушного базирования — B-52, способные нести 20 крылатых ракет, засчитывались как 10 боеголовок на один носитель.
В июне 2013 года администрация президента Барака Обамы завершила пересмотр размера и структуры ядерных сил США, а также обзор общей ядерной политики США. Их количественный состав и структура были изменены для соответствия действующему договору о СНВ. Сокращения для реализации договора о СНВ должны быть завершены в США к 2018 году.
Межконтинентальные баллистические ракеты
В настоящий момент американские стратегические силы наземного базирования состоят из 440 межконтинентальных баллистических ракет (МБР) класса Minuteman III. Каждая развернутая американская МБР несет одну термоядерную боеголовку. Minuteman III первоначально был развернут с тремя боеголовками. Для выполнения условий СНВ при снятии с ракеты двух боеголовок были удалены и уничтожены переборки несущей платформы так, чтобы нельзя было вернуться к прежней конфигурации в три боеголовки. Однако в США достаточно широко обсуждалась возможность несения Minuteman III в его нынешнем «договорном» состоянии одной, двух или трех боеголовок, т. е. существует возможность легко нарастить количество боеголовок в случае срыва СНВ. Таким образом, последний договор о СНВ сохраняет для американцев возможность быстрого наращивания количества боеголовок на развернутых носителях. Однако среди аналитиков по вопросам ядерной политики существует твердое мнение, что американские моноблочные МБР являются фактором повышения стабильности и предотвращения первого нападения на США, поскольку де они не являются «удобными целями».
Следует отметить, что при модернизации имеющихся МБР Minuteman III, замене и обновлении их ракетных двигателей, систем наведения и других компонентов, эти ракеты могут прослужить до 2030 года. Поэтому США имеют планы заменить эти МБР новым типом после 2030 года.
К 2010 году, т. е. к моменту Договора о СНВ, США имели на вооружении 450 единиц Minuteman III — все были расположены на трех базах ВВС — Уоррен (Вайоминг), Мальмстрем (Монтана) и Майнот (Северная Дакота). На каждой из баз находилось по 150 ракет. По договору о СНВ полагается сокращение 50 ракет, чтобы число развернутых «Минитменов» довести до 400 единиц. Для выполнения условий СНВ в 2015 году были ликвидированы первые 10 ракет. При этом ракетные шахты не разрушаются, а засыпаются гравием. США собираются и дальше поддерживать все три базы своих МБР.
За последние 15 лет ВВС выполнили несколько программ, предназначенных для повышения точности и надежности Minuteman и для поддержания их оперативного потенциала.
Но в 2002 году американские ВВС начали исследования по новой МБР, которая должна прийти на смену Minuteman III. На старте предполагалось начать развертывание новой ракеты уже в 2018 году. Но в 2006 году программа была уточнена с переносом срока на 2030 год. Бюджетное финансирование проектных работ уже идет более десяти лет. О его размерах можно судить по 2014 году, когда на исследовательские работы по новой МБР было выделено $ 9,4 млн.
По открытым источникам, опубликованным в 2013 году, стало известно, что новая американская МБР рассматривается в варианте шахтного базирования, как и нынешний Minuteman III, а также мобильного, в том числе, с вариантом туннельного базирования, подобно снятой с вооружения МБР MX. Всего обсуждалось пять возможных вариантов конфигурации МБР. По ним споры. По сообщениям прессы, в 2014 году стало известно, что в итоге был принят «гибридный вариант», когда новая МБР будет развернута в шахтах, но она будет иметь технические характеристики с возможностью развертывания ее на мобильных пусковых установках. Сохранение шахтного базирования предпочтительней для американцев из соображений экономии в содержании развернутой системы.
Последние отчеты показывают, что программа новой американской МБР будет стоить $ 85 млрд, из которых $ 22,6 млрд пойдут на исследования и разработки, а $ 61,5 млрд — на закупку. $ 718 млн планируют выделить для дополнительных военных конструкторских работ.
Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами
В настоящее время на вооружении в США состоит 14 ПЛАРБ типа «Огайо», при расчете, что 12 ПЛАРБ находятся в строю, а две — в ремонте. Девять ПЛАРБ типа «Огайо» развернуты на Тихом океане, а пять — в Атлантике. Подобная конфигурация базирования, определенная в 2002—2005 годах, позволяет США держать под прицелом бóльшее количество целей в Китае и Северной Корее. Разумеется, США при подобной конфигурации базирования могут изменять и маршруты патрулирования для своих подводных лодок в обоих океанах.
В соответствии с действующим договором о СНВ, число действующих шахт для ракет на каждой ПЛАРБ будет сокращено с 24 до 20. Четыре пусковых шахты будут изменены таким образом, чтобы из них нельзя было осуществлять ракетный пуск. В результате 14 ПЛАРБ будут иметь в общей сложности 280 шахт, а 12 находящихся в строю, за исключением двух ремонтирующихся — 240 развернутых пусковых установок. Работы по сокращению пусковых шахт на «Огайо» начались в 2015 году и должны завершиться до февраля 2018 года.
В итоге, на настоящий момент морская составляющая стратегических сил США имеет до 400 развернутых ракет, хотя по договору СНВ американцы имеют право сохранять 450 пусковых установок. Каждая из ПЛАРБ типа «Огайо» по проекту несет 24 баллистические ракеты класса Trident II D-5. В общей сложности все «Огайо» на своих «Трайдентах» несут до 1000 боеголовок. В соответствии с договором СНВ, это число будет сокращено.
По своим техническим параметрам БРПЛ Trident II D-5 может быть оснащена до восьми боеголовок каждая. По условиям первоначального договора СНВ, который действовал с 1994 по 2009 год, Соединенные Штаты сократили число развернутых боеголовок до шести на один «Трайдент» на восьми «Огайо», которые базировались на Бангор в Тихом океане. Атлантическую базу эти условия не затронули. По последнему договору о СНВ, Соединенные Штаты могут развернуть различное число боеголовок на различных ракетах ПЛАРБ с тем, чтобы выходить на общую договорную сумму. При этом Соединенные Штаты не должны сообщать РФ, сколько боеголовок развернуто на каждой ракете. Они обязаны лишь просто сообщать общее количество оперативно развернутых боеголовок на всех своих стратегических средствах доставки ядерного оружия.
Американские ВМС первоначально планировали срок службы «Огайо» в 30 лет, но затем продлили этот срок до 42 лет. В общей сложности ВМС приобрели 533 ракет Trident II D-5. Согласно последнему договору о СНВ, планируется развертывание на действующих ПЛАРБ лишь 240 баллистических ракет. У американских ВМС остается значительный запас ракет на складах.
Предпринимаются усилия по продлению срока службы развернутых на «Огайо» ракет и боеголовок. ВМС реализует программу продления срока службы ракет Trident I D5 так, чтобы они оставались в строю весь 42-летний цикл срока службы подводных лодок «Огайо». На большинстве ракет Trident II D-5 развернуты 100 килотонные боеголовки MK4/W76. По отношению к ним также действует программа продления срока службы.
Потенциал баллистических ракет морского базирования Trident D-5 позволяет сохранять их «актуальность» в новейшую эпоху и вслед за ней. Идущие на смену «Огайо» новые ПЛАРБ будут вооружены «Трайдентами».
США уже начали программу по замену ПЛАРБ типа «Огайо» новыми ПЛАРБ типа «Колумбия» с тем, чтобы, начиная с 2031 года постепенно выводить «Огайо» из состава стратегических сил. В 2017 году в США начнется постройка первой ПЛАРБ в серии, которая придет на смену «Огайо». По предварительным подсчетам программа новых ПЛАРБ типа «Колумбия» в серии из 12 единиц обойдется бюджету в общей сложности в $ 97- $ 102 млрд. Первая ПЛАРБ будет стоить $ 14,5 млрд. Последующие подводные лодки серии, как ожидается, будут стоить $ 9,8 млрд за единицу. В Пентагоне и на флоте существует широко распространенное мнение, что расходы, связанные с программой замены «Огайо», могут подорвать остальную часть судостроительной программы ВМС.
Новая ПЛАРБ типа «Колумбия» будет иметь только 16 пусковых шахт. Если новые подводные лодки будут нести 16 ракет, а не 20, как определено последним договором о СНВ относительно «Огайо», то на новой «Колумбии» могли бы развернуть по 5−6 боеголовок на одну ракету без нарушения условий договора.
Стратегические бомбардировщики
Авиационная составляющая стратегических ядерных сил США в настоящее время состоит из тяжелых бомбардировщиков: двадцати B-2 и семидесяти шести B-52. Оставшиеся в составе ВВС США стратегические тяжелые бомбардировщики B-1 больше не оснащены для участия в ядерных миссиях. Созданный как стратегический, B-1 был задействован в качестве обычного бомбардировщика в операциях в Афганистане и Ираке.
В настоящее время 20 бомбардировщиков В-2 базируются на базу Вайтмен (Миссури). B-2 может нести ядерные бомбы B61 и B83, но он не оборудован для несения крылатых ракет. В качестве носителя обычных авиабомб B-2 использовался в военных кампаниях США в Югославии и Ираке. Согласно рассекреченным материалам, Соединенные Штаты имеют около 475 ядерных бомб типа B61 (в различных модификациях) и B83. Стратегической считается ядерная бомба B61−7. Ядерные бомбы B61−3, 4, и 10 считаются «нестратегическими». Их могут нести истребители-бомбардировщики F-16 и F-35. Согласно оценкам экспертов, B83 — самая крупная из оставшихся в арсенале США ядерных бомб, будет снята с вооружения около 2025 года. Над В61 работают по усовершенствованию. Так для этой ядерной бомбы проектируется новая хвостовая часть, которая позволит отказаться от парашюта, используемого при боевом сбрасывании бомбы на цель. Таким образом, новая B61−12 будет более точной.
Кроме В-2, США имеют в строю еще 76 бомбардировщиков B-52H, способных нести ядерные крылатые ракеты. Все B-52H размещены на двух базах — Барксдейл (Луизиана) и Майнот (Северная Дакота).
В докладе о новой структуре ядерных сил, выпущенной в апреле 2014 года администрацией Обамы, планируется сохранение 42 развернутых и 4 неразвернутых ядерных бомбардировщиков B-52Н. Остальная часть этих бомбардировщиков будет переоборудована для несения исключительно обычных вооружений. Такие работы уже начались в 2015 году. По договору СНВ авиационная составляющая американских ядерных сил сократится в ближайшие годы приблизительно до 60 самолетов.
B-52H оборудован для несения двух типов крылатых ракет воздушного базирования — ALCM и ACM. Из-за старения крылатых ракет с ядерными боеголовками ВВС планирует снимать их с вооружения. Поэтому и число их носителей — бомбардировщиков B-52 будет сокращаться. В ближайшем будущем планируется иметь для стратегического вооружения бомбардировщиков B-52 до 528 крылатых ракет с ядерными боеголовками. Предполагается поддерживать эти крылатые ракеты до 2030 года. Затем планируется их замена новой крылатой ракетой большой дальности. Планы создания новой крылатой ракеты ставятся в США под сомнение рядом аналитиков, поскольку одновременно в США планируется развернуть еще и новый «проникающий» бомбардировщик. Но в руководстве ВВС наоборот полагают что эти две системы дополнят друг друга, причем каждая из них обеспечит различные возможности. Работы над новой крылатой ракетой дальнего радиуса действия уже начались. А тем временем проводятся и работы по продлению срока службы боеголовок W80 для состоящих на вооружении авиационных крылатых ракет.
В течение 2020-х годов американские ВВС планируют закупить новый тип стратегических бомбардировщиков дальнего радиуса действия и новый тип крылатых ракет для их вооружения. ВВС США еще с 2006 года работают над новым стратегическим бомбардировщиком, известным теперь как B-21 Raider. Первоначально планировалось ввести его в строй около 2018 года. Теперь планы изменились и, по общим оценкам командования ВВС, предполагается приобрести 80−100 новых бомбардировщиков B-21 с тем, чтобы первая машина встала в строй около 2025 года. По-видимому, это будет дозвуковой самолет, но со стелс характеристиками скрытности от радаров противника. Расходы на закупки B-21 могут составить $ 36−56 млрд, а расходы на его проектирование — $ 20−45 млрд.
В результате многие аналитики сходятся во мнении, что окончательная стоимость бомбардировщиков B-21 может составить $ 60−80 млрд. 27 октября 2015 года американские ВВС объявили, что они присудили первоначальный контракт, который включает в себя производство 21 бомбардировщика, корпорации Northrup Grumman. Следовательно, проектные работы близки к завершению.
Стоимость поддержания ядерного потенциала США весьма высока. Однако точно определить ее очень трудно, поскольку она должна содержать сведенные воедино данные о расходах на содержание, управление и модернизацию стратегического ядерного потенциала. Но такие попытки делались. По заключению Бюджетного управления Конгресса США от 2013 года, определялось, что Соединенные Штаты, вероятно, потратят в общей сложности $ 355 млрд на свое ядерное оружие, включая расходы на его поддержание, управление и модернизацию в течение следующих 10 лет.
В январе 2015 года Бюджетный комитет сообщил о том, что, по его подсчетам, Соединенные Штаты будут тратить $ 348 млрд в период между 2015 и 2024 годом, за исключением расходов на командование и управление. $ 89 млрд из этой суммы конкретно пойдет на программы модернизации.
Существуют альтернативные оценки. В январе 2014 года аналитики американского Центра изучения проблем нераспространения подсчитали, что Соединенные Штаты могут потратить $ 1 трлн, или в среднем чуть более $ 30 млрд в год, в течение ближайших 30 лет на модернизацию своего ядерного оружия. При этом инвестиции в программы модернизации ядерных сил достигнут своего пика в период между 2025 и 2035 годом — примерно по $ 30 млрд в год.