Восемь лет после 08.08.08: как изменилась за это время российская армия

«Пятидневная война», операция по принуждению Грузии к миру – названий много, но эту скоротечную боевую операцию запомнили именно по символичной дате – 8 августа 2008 года. Магия цифр оказалась сильнее слов: 08.08.08. И их запомнили во всем мире. В России – в связи с тем, что эта дата стала отправной точкой для коренной реконструкции собственной армии. За минувшие восемь лет Вооруженные Силы РФ превратились в отлаженный боевой механизм, который не простаивает в казармах и боксах, а готов обеспечить безопасность страны даже на дальних подступах.

Август 2008 года. Ночь на 9-е число. Дорога от Владикавказа до Рокского туннеля на границе с Южной Осетией заполнена боевой техникой. Танки, БМП, командно-штабные машины, инженерная техника, полевые кухни, непонятного назначения кунги, ТРМ-ки, санитарные «таблетки» – 58-я общевойсковая армия выдвинулась к месту боевых действий со всем своим громоздким скрабом. Пойманное на Бесланском круге такси легко и быстро обгоняло колонну, которая не могла набрать заданный темп и тормозилась из-за множественных поломок техники, чья «молодость» пришлась еще на период до войны в Афганистане.

Впечатление было двойственное. С одной стороны – горы дрожали от мощи гусениц, а танки Т-72 и БМП-2, в купе со 152-мм САУ «Акация», БМ-21 «Град», системами залпового огня «Ураган» и прочей боевой техникой производили впечатление неумолимой силы. С другой - скорость движения оставляла желать лучшего.

Армия уверенно ползла вперед. Туда, где на окраинах Цхинвала уже вступила в бой передовая группировка армии, которая в разы уступала напавшей на Южную Осетию Грузии. Там как раз не хватало всей этой мощи 58-й армии и старенькие БМП-1 шли в атаку на грузинские танки, чтобы разблокировать посты российских миротворцев.

Можно по разному оценивать итоги операции по принуждению Грузию к миру в августе 2008 года (и мы чуть позже попытаемся сделать некоторые выводы, которые изменили вскоре российскую армию), но тогда, утром 9 августа, «безумству храбрых мы пели песню». Так сложилось, что на территории Южной Осетии в тот момент находилась лишь усиленная батальонная группировка 58-й армии, которая неделей ранее принимала участие в совместных учениях с вооруженными подразделениями южноосетинской армии.

Именно учениях – боезапас наполовину состоял из штатных (учебных) боеприпасов. Из техники – 30 БМП, усиленная танковая рота, батарея (даже не дивизион!) САУ 152-мм «Акация», минометная батарея, два БТР и КШМ (командно-штабная машина). На тот момент из грузинского города Гори на Цхинвал выдвинулась колонна из 70-ти (!) модернизированных грузинских танков Т-72, оснащенных лазерными дальномерами.

Соотношение сил было явно не в нашу пользу. Но командарм-58 генерал-лейтенант Анатолий Хрулев принял решение войти в Цхинвал, где уже обосновались диверсионно-разведывательные группы грузинской армии. Решение – где-то авантюрное. Но к тому времени кто-то доложил в Москву, что город находится под контролем российских войск. Тех самых, которые медленно переваливались через перевал и еще даже не вышли к южноосетинскому городу Джава, который находится в 20 километрах от Цхинвала. Мотострелки вступили в бой, попали в засаду, но сумели сделать главное – показать грузинам, что они не могут безраздельно хозяйничать в городе и уж тем более продвигаться вперед.

Это был жестокий бой. Нельзя сказать, что он сразу закончился победой. Стрельба шла в упор – метров с десяти. Был ранен и генерал Хрулев, и несколько российских журналистов. В том бою погиб и Герой России майор Денис Ветчинов, который прикрывал отход штабной группы, попавшей в засаду. Так получилось, что он умер у меня на руках – двух санпакетов не хватило, чтобы перевязать все его раны. Оставалось всего несколько метров до остановившейся на дороге БМП, когда его тело стало внезапно в два раза тяжелее – фронтовики часто вспоминали такие ситуации…

Рейд на Цхинвал батальонной тактической группы помог сделать главное –дать возможность подойти основным силам, которые катком прошлись по всей Южной Осетии и даже вышли спустя двое суток к пригородам Тбилиси, пока не получили приказ вернуться обратно. Неоспоримое влияние на успех операции против Грузии внесли подразделения 76-й псковской дивизии ВДВ, которые оперативно перебросили в зону конфликта. Десантников поддерживали и подразделения 58-й армии, которые к тому времени вышли на оперативный простор и полностью нейтрализовали действия грузинских подразделений, которые либо были разгромлены, либо спешно отступали.

«Не смотря на вроде бы очевидную победу в августе 2008 года, в высшем российском военном командовании всерьез задумались о мобильности армии, – говорит директор Центра анализа стратегий технологий Руслан Пухов. – Стало очевидным, что наша армия не готова к быстрой реакции на возникающие угрозы. И это послужило поводом для тех преобразований, которые мы сейчас наблюдаем. Ставшие уже привычными внезапные проверки, когда порой сразу несколько военных округов неожиданно поднимают по «Тревоге» и перебрасывают на тысячекилометровые расстояния, повышают боеготовность войск.

Хорошо зарекомендовавших себя десантников включили в так называемые войска быстрого реагирования, ВДВ теперь готовы ввязаться в любую схватку в любом районе страны, в любом регионе мира. Занять стратегические позиции, зная, что основные силы подоспеют в ближайшее время. Ситуация 2008 года сейчас не могла бы повториться – Грузия, оценив нынешний потенциал Вооруженных сил России, изменила свою военную доктрину. Тбилиси, даже не смотря на поддержку НАТО, придерживается сейчас исключительно оборонительной тактики и в наступление свои войска бросать считает бесперспективным делом».

Российская армия сейчас действительно очень сильно отличается от той, которая победила на грузинском фронте 8 лет назад. В первую очередь за счет технического переоснащения. Возьмем любую сферу, любой вид или род войск. Бронетехника обновилась танками Т-90А и модернезироваными Т-72 Б3, в 2016 году в войска начнут поступать новейшие танки «Армата».

БМП-3 считается лучшей боевой машиной пехоты в мире. БТР-82 МА нисколько не уступает ей в колесном варианте. Самоходный противотанковый комплекс «Хризантема-С» не оставляет шансам танкам противника на продвижение как в полевых условиях, так и в городе. Оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер» приводит вероятного противника в ужас, а одно лишь его присутствие в том или другом регионе влияет на принятие военно-политических решений не совсем дружественных нам стран.

Но вот о чем еще можно напомнить, исходя из уроков «08.08.08» – российская армия продемонстрировала возможность оперативного действия на любых расстояниях. И операция в Сирии – наглядный тому пример. Сравнений с Южной Осетией нет никаких – российская армия смогла оперативно отреагировать на просьбу о помощи законного правительства Башара Асада и перебросить за сотни километров не только группировку ВКС, но и всей военной инфраструктуры, которая способна обеспечить, в том числе, и собственную безопасность. И если в 2008 году российская армия хоть и уверенно, но все-таки ползала, то теперь она летает во всех смыслах.

Страны: 
Эксперты: 
Сюжеты: