Турецкий премьер стал жертвой диктаторских замашек президента Реджепа Эрдогана. Подобное мнение в беседе с корреспондентом EADaily выразил директор Института востоковедения НАН Армении Рубен Сафрастян, комментируя ожидаемый уход Ахмета Давутоглу с поста лидера правящей Партии справедливости и развития.
Под председательством Давутоглу сегодня состоялось заседание центрального руководящего органа партии, в ходе которого было принято решение о проведении съезда. Во время съезда 22 мая ожидается, что Давутоглу уйдет в отставку, после чего будут проведены выборы нового председателя.
По мнению Сафрастяна, турецкий президент не терпит около себя людей, обладающих определенным авторитетом. «В последнее время авторитет Давутоглу возрос в некоторых европейских кругах. Премьер-министр был автором идеи, которая легла в основу миграционной сделки между Анкарой и Евросоюзом. По всей видимости, у Давутоглу установились хорошие отношений с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и другими европейскими лидерами. Это сыграло роль некоего катализатора в „опале“ Давутоглу», — отметил Сафрастян.
Также турецкий премьер выступал против предлагаемых Эрдоганом конституционных поправок, наделяющих президента полнотой власти. «Конституционная реформа не находила поддержки со стороны Давутоглу, ибо он не хотел расставаться со своими полномочиями, в частности в ведении внешней политики. К слову говоря, политическим планам Эрдогана противится и Европа», — считает эксперт.
Сафрастян при этом отметил, что Давутоглу как политическая фигура не обладает достаточной силой и влиянием, чтобы впоследствии стать реальным противовесом Эрдогану. Давутоглу был полной креатурой Эрдогана, его теоретиком, профессором. «Особой харизмы политика у него не было. Он был нужен Эрдогану для того, чтобы давать теоретические обоснования роли Турции в регионе, роли и места ислама как политического фактора. Однако как только авторитет премьера немного возрос, Эрдоган его тут же „слил“», — полагает Сафрастян.
При этом с уходом Давутоглу из власти, отказа от его доктрины «неоосманизма» не стоит ожидать, утверждает Сафрастян: «Идеи Давутоглу в этом смысле совпадают с устремлениями самого Эрдогана».
Фактически еще до того, как продавливать конституционные изменения, Эрдоган избавляется от возможных противников и готовит себе почву для дальнейших действий.
На пост председателя партии (и фактически премьер-министра) рассматриваются следующие кандидатуры: министр юстиции Бекир Боздаг, министр здравоохранения Мехмет Муэззиноглу, министр транспорта Бинали Йылдырым, вице-премьер Номан Куртулмуш и министра энергетики Берат Албайрак. Последний является зятем Эрдогана. Рокировка в правительстве, таким образом, призвана укрепить личную власть Эрдогана. Кадровая чехарда становится очередным механизмом укрепления этой власти, наряду с военной операцией против курдов, тотального преследования оппозиционных СМИ и политиков.
Бесконечное закручивание гаек со стороны Эрдлогана вряд ли встретит противодействие в турецком обществе, считает Сафрастян. Он напомнил, что несколько переворотов последних десятилетий были осуществлены генералитетом. «Но в годы нахождения у власти Эрдоган изрядно потрепал военную верхушку, и она сегодня не способна на радикальные шаги. У низов же, в свою очередь, нет никакого опыта смещения власти», — резюмировал наш собеседник.