Конституционный суд (КС) РФ не согласился с решением Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по иску Сергея Анчугова и Владимира Гладкова. В Европе требовали обеспечить участие этих двоих заключенных в выборах. Корреспондент Федерального агентства новостей пообщался с экспертом о том, значит ли такое решение КС, что российский закон стал важнее международного права и как это решение отражает уровень свободы в нашей стране.
Истцы требовали себе право голоса, напирая на то, что запрет на участие в выборах противоречит норме европейской конвенции. Конечно, требовали они и возмещение морального ущерба в размере 50 тыс. евро. ЕСПЧ согласился с позицией Анчугова и Гладкова по поводу выборов, но отказал в денежной компенсации. Дальше позиция европейского суда была доведена до Москвы. КС, основываясь на положении конституции, решение отменил. Таким образом, был впервые применен закон, подписанный Владимиром Путиным в декабре прошлого года. Он предписывает отказ от приоритета международного права в случае, если это противоречит российской конституции.
«Речь идет даже не о приоритете одного над другим, а о соответствии духу и букве Конституции РФ. А что удивляет европейцев? На территории РФ главным законом является как раз конституция, а не условное международное право, которое представляет собой свод неких общих принципов и подходов, а не сборник жестких законов. Если Россия придерживается принципа приверженности международному праву, то это не значит, что она должна действовать в ущерб собственной конституции», — комментирует политолог Алексей Мартынов.
Мнение судей КС говорит именно об этом — о соответствии духу и букве российского закона. И, по мнению собеседника ФАН, обсуждать тут, в принципе, нечего. ЕСПЧ, который, по сути, является переговорной площадкой вроде ПАСЕ, принимает политически мотивированное решение, а Россия отвечает на него по букве закона. Странно другое: та истеричная реакция, которая появилась сразу после решения КС, в которой самым крайним мнением было то, что нашу страну скоро за такие действия обложат новыми санкциями.
«Кто-то, пользуясь чрезвычайно широкими свободами в нашей стране, продолжает изображать дискуссию на эту тему на ровном месте и демонстрирует, что Россия на сегодняшний день — самая свободная страна в мире, где куча самых разных возможностей. Подобную дискуссию тяжело представить где-нибудь в США после того, как принято решение на таком уровне. Те, кто продолжают такую дискуссию, могут получить обвинения в подрывной антигосударственной деятельности и сесть в тюрьму. У нас же никто никого не стесняется», — продолжает эксперт.
Он отмечает, что по сравнению со многими странами, считающимися эталоном демократии, в России очень много свободы, и всех это устраивает. Люди могут выйти на референдум и изменить какие-то позиции основного закона, и тогда будет по-другому.
«Такая норма есть во многих странах. У нас до осуждения и вынесения окончательного приговора люди, находящиеся под стражей, участвуют в голосовании. А те, кто уже физически отбывает наказание, будучи осужденными, в выборах не участвуют. Они не могут голосовать и не могут быть избранными. Это ограничение в правах, которое накладывается на осужденных за то или иное преступление. Это не вчера придумано и не завтра будет отменено», — резюмирует Мартынов.
http://riafan.ru/517543-martynov-rossiya-posle-resheniya-ks-ostaetsya-sa...