Ситуация в днестровско-дунайском регионе с момента государственного переворота на Украине остается напряженной. На сей раз подлить масла в огонь решил глава Одесской облгосадминистрации Михаил Саакашвили, сделав ряд резонансных заявлений по поводу украинской части Бессарабии в ходе проходившей в «Южной Пальмире» конференции «Гибридные решения для безопасности в Черноморском регионе».
«В украинской Бессарабии худшие в Европе дороги, худшая в Европе ситуация с управлением и демократией, — констатировал Саакашвили. — И когда жителей региона спрашивают, что им дала Украина, те отвечают: „Немного“. И это большой риск для безопасности в регионе… Влияние Румынии там не усиливается, влияние Болгарии не усиливается, но влияние России — огромно, Они (жители Бессарабии) не смотрят румынское телевидение — они смотрят московское. И это очень плохо».
Далее Михаил Николозович выразил надежду, что при содействии упомянутых Румынии и Болгарии можно будет изменить положение дел: «У нас хорошие контакты с Румынией, сильные связи с Болгарией — мы должны интегрировать этот регион как можно быстрее».
Высказывания Саакашвили вызывают тревогу, учитывая специфику многонационального днестровско-дунайского края. Речь идет о том, что беглый грузинский президент подыгрывает реакционным планам Бухареста по воссозданию «Великой Румынии», включающей в себя Молдаию, а также южную Бессарабию (юг Одесской области) и Северную Буковину (Черновицкую область), вошедшие в состав УССР в 1940 году.
Румынизация молдаван Одесской области, именуемых Бухарестом «румынским населением», идет по нескольким направлениям. На основании румынских законов «О гражданстве» и «О репатриации» происходит неприкрытая раздача паспортов (вопреки тому, что двойное гражданство запрещено украинским законодательством), в румынских ВУЗах организованы бесплатные учебные программы, в молдавских школах юга области преподавание ведется на основе румынских учебных пособий. Не обходит Бухарест стороной и церковное влияние — в 2003 году на территории Измаильского района Одесской области Румынский патриархат создал первый приход Бессарабской митрополии.
Предъявление территориальных претензий Киеву со стороны Бухареста при сохранении подобных тенденции становится делом времени, а не принципа. Прецедент имеется — в 2009 году Международный суд ООН удовлетворил иск Румынии к Украине, передав под юрисдикцию Бухареста нефтегазовый шельф острова Змеиный.
Пока же Бухарест займется поглощением Молдавии. В марте случилось два знаковых события, недвусмысленно указывающих на высокую вероятность подобного сценария — даже вопреки тому, что значительная часть молдаван категорически против «унири», в частности Гагаузская автономия, где в феврале 2014 года 96% избирателей высказались за вступление Молдавии в Таможенный союз.
Во-первых, официальный запрос на получение гражданства Республики Молдова подал бывший президент Румынии Траян Бэсеску, планирующий принимать участие в политической жизни Молдавии, выступая за ее объединение с Румынией. Примечательно, что во времена президентства Бэсеску Конституционный суд Республики Молдова, большинство судей которого к тому моменту обладали румынским гражданством, признала государственным языком Молдавии румынский.
Далее. В Кишиневе прошел марш румыно-унионистов, после чего участники провели неофициальный конгресс — так называемый «Сфатул Цэрий — 2» (прямая отсылка к событиям 1917−1918, когда Молдавская Демократическая Республика была присоединена к Румынии), где утверждена «дорожная карта» слияния Молдавии и Румынии.
Нельзя также не вспомнить, что Молдавия уже полгода балансирует на грани государственного переворота, а авангардом уличных акций, помимо проевразийских ПСРМ (социалисты) и «Нашей партии», находятся унионисты из гражданской платформы «Достоинство и правда» (DA). Пускай власти Румынии не раз заявляли о том, что готовы присоединить Молдавию даже без Приднестровья, риски эскалации конфликта на левом берегу Днестра, в случае прихода к власти унионистов, ощутимо вырастут.
К слову, Петр Порошенко год назад на встрече со своим румынским коллегой Клаусом Йоханнисом неожиданно заявил о том, что необходимо разморозить конфликт в Приднестровье. К счастью, до военных провокаций дело не дошло — сдерживающим фактором для Киева, помимо прочего, является низкая лояльность населения Бессарабии, особенно национальных меньшинств, саботировавших мобилизацию в т.н. «зону АТО» — однако ПМР ощущает на себе последствия скоординированной блокады со стороны Киева и Кишинева, усилившейся после назначения Саакашвили руководителем Одесской области.
Заявление Саакашвили о влиянии различных государств на Бессарабию нужно рассматривать еще под одним углом. Вероятно, что «батоно Мишико» ретранслирует мысли своих вашингтонских кураторов, осознающих, что после падения майданной власти в Киеве юго-восток Украины с высокой долей вероятности войдет в орбиту влияния России, чье положение в Черноморском регионе станет доминирующим. Купировать данный сценарий Вашингтон пытается через Бухарест, своего сателлита в Восточной Европе (в 2011 подписан договор о размещении установок ПРО на территории Румынии, а с 2014—2015 происходило активное наращивание контингент НАТО в этой стране), которому планируется передать контроль если не над всей Бессарабией, то как минимум над портовой инфраструктурой Одесской области.
Ситуация вокруг днестровско-дунайского региона требует пристального внимания и своевременной реакции на вызовы сегодняшнего времени — нужно сделать все возможное для того, чтобы прекрасный многонациональный край не превратился в очередную «горячую точку» на политической карте мира.
https://eadaily.com/ru/news/2016/03/31/dnestrovsko-dunayskiy-region-ne-d...