Правительственная делегация не видит, кто именно является ее партнерами с другой стороны
ЖЕНЕВА, 18 марта. /ТАСС/. Все группы, представляющие оппозицию Сирии, собрались в Женеве и теперь им необходимо объединиться в единую делегацию, что облегчило бы переговорный процесс.
Такое мнение высказал в интервью ТАСС глава делегации официального Дамаска на переговорах в Женеве, постоянный представитель Сирии при ООН Башар Джаафари. Пока же правительственная делегация не видит, кто именно является ее партнерами с другой стороны.
Пестрота представительства оппозиции Сирии в Женеве действительно может смутить, особенно если учесть сложную историю возникновения некоторых группировок, наличие внутренних противоречий, постоянную смену "официальных" названий. В целом на переговоры прибыли три группы оппозиционеров, в устоявшихся названиях которых зафиксированы места их образования - "группа Эр-Рияда", "группа Москва - Каир" и "группа Хмеймим".
ВКП
"Группа Эр-Рияда", она же Высший комитет по переговорам (ВКП), была сформирована на конференции оппозиции в столице Саудовской Аравии в декабре 2015 года. Из 34 мест в ВКП девять получила Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил (НКОРС) - больше, чем любая другая партия, вошедшая в объединение. Представитель НКОРС, бывший премьер-министр Сирии Рияд Хиджаб, воглавил ВКП.
В комитет также вошли представители вооруженных группировок, воюющих в Сирии против правительственных сил, в том числе "Джейш аль-Ислам" (Мухаммед Аллюш), что позволяет представителям ВКП утверждать, что они контролируют ситуацию "на земле". Критики ВКП используют это обстоятельство для обвинений комитета в связях с террористами и исламистами, что в самом ВКП отрицают. Одним из ключевых требований ВКП является уход со своего поста президента Сирии Башара Асада.
Как сообщила представитель ВКП Басма Кодмани, группа рассчитывает, что делегация правительства Сирии представит документы с изложением своего видения осуществления политического перехода в стране. Представитель оппозиции сообщила, что в ходе встречи со спецпосланником генсека ООН Стаффаном де Мистурой ВКП представила "документ с детальным изложением видения того, каким должен быть период политического переходного процесса, а также каким должен быть переходный орган власти".
"Москва - Каир"
Сложную историю имеет "группа Москва - Каир". Ее основу составили участники встреч оппозиции в столицах России и Египта, придерживающиеся более умеренной позиции относительно будущего Сирии, в том числе и судьбы Асада. Позднее к ним примкнули участники конференции сирийской оппозиции в Астане, которые в январе-феврале и апреле 2015 года принимали участие в московских встречах, но не согласились с их итогами и решили создать свою собственную платформу.
Если взгляды оппозиционеров из числа участников дискуссий в Москве и Астане близки, то представители "каирской оппозиции" стремятся подчеркнуть свою особую позицию. При этом полного объединения групп не произошло: лидер "каирской группы" Хейсам Манаа принял решение бойкотировать межсирийские переговоры, поскольку в них не участвуют курды.
Он также получал приглашение участвовать в декабрьской конференции в Эр-Рияде в 2015 году, где был образован ВКП, но отказался от него по аналогичной причине. В "группе Москва - Каир" несколько ведущих фигур - представляющий участников конференций в Москве руководитель сирийского Народного фронта за перемены и освобождение Кадри Джамиль, некогда бывший вице-премьер, в том числе в правительстве нынешнего лидера ВКП Рияда Хиджаба; одна из инициаторов дискуссий в Астане Ранда Кассис; представитель оппозиции, собиравшейся в Каире, бывший официальный представитель МИД Сирии Джихад Макдиси.
"Группа Хмеймим"
"Группа Хмеймим" оформилась по итогам конференции на одноименной российской базе в начале марта 2016 года. По данным ТАСС, в "группу Хмеймим" вошли врачи, юристы, инженеры, журналисты и общественные активисты, представляющие сирийскую организацию "Национальное действие", Фронт "Демократическое действие в Сирии", организацию "Светская демократия", партии "Национальная молодежь" и "Сирийское отечество", а также Международный комитет красного полумесяца и другие.
Активистов возглавил Илиан Масаад - доктор права, генеральный секретарь партии "Национальная конференция", которая выступает за единое светское государство, демократический активист, официальный представитель от "Сирийской национальной рабочей партии". В интервью ТАСС Масаад высказался за осуществление политического перехода, но не стал отрицать права Асада участвовать в будущих президентских выборах.
Он также сообщил, что "Группа Хмеймим" проведет в Женеве встречу с де Мистурой, в ходе которой представит ему свое видение перспектив разрешения сирийского кризиса.
В отсутствие курдов
С самого запуска межсирийских переговоров большой интерес вызывало участие в них курдов. В ходе сирийского конфликта они заняли самостоятельную позицию и окончательно не примкнули к вооруженным отрядам, выступающим против правительства. Против их участия в переговорах категорически возражает Турция.
О представительстве курдов в своих рядах заявляет ВКП, однако крупная курдская Партия демократического союза (ПДС), пользующаяся, в том числе, поддержкой США, в Женеве отсутствует. На приглашении ПДС и ее лидера Салеха Муслима особо настаивал Хейсам Манаа из каирской группы.
Пока порознь
Заявления групп оппозиции вызывают сомнения относительно возможности их объединения в одну делегацию. Спецпосланник генерального секретаря ООН по Сирии Стаффан де Мистура не обозначал их объединение в качестве своей задачи, отмечая, что в соответствии с резолюцией СБ ООН 2254 имеет право консультироваться с различными объединениями.
На эксклюзивном праве представлять оппозицию настаивает ВКП, возражая против необходимости добавлять кого-то в свой состав. Большую гибкость проявляет "группа Москва - Каир", требуя равных прав с ВКП, но не отрицая его существования. Лидер "группы Хмеймим" заявил ТАСС, что диалог с ВКП будет возможен только в том случае, если его сторонники сложат оружие. Также "группа Хмеймим" настроена резко отрицательно относительно участия в переговорах Аллюша из "Джейш аль- Ислам".
Таким образом, у делегации правительства и далее могут возникать сложности при определении того, с кем именно им следует говорить. Поэтому одним из главных предложений делегации Дамаска к де Мистуре остается определение состава участников переговоров с противостоящей стороны.
В то же время, общие позиции у сторон все же имеются. Как сообщил де Мистура, делегации правительства и оппозиции на переговорах по Сирии придерживаются единой позиции относительно необходимости сохранения единства и целостности страны, отказа от дискуссий о федерализме. "Так что мы видим единство по основным принципам. Но что нам еще предстоит увидеть - это общее понимание политического перехода", - добавил спецпосланник.