Перспективы ЕАЭС: статистика свидетельствует

Участие в Евразийском экономическом союзе выгодно, а отказ от интеграции приносит существенные убытки

В прошлом году в России стало существенно меньше трудовых мигрантов из большинства стран СНГ. Это касается всех государств — доноров рабочей силы, за исключением Армении и Киргизии, новых участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС), присоединившихся к нему в 2015 году. Гастарбайтеров из Киргизии в РФ за последний год стало больше на 7,6%. Для сравнения: число выходцев из Азербайджана сократилось на 7,2%, Грузии — на 3,2%, Таджикистана — на 10,6%, Узбекистана — на 16,3%, Туркмении — на 16,5%.

Таким образом, членство в ЕАЭС оказало существенное влияние на динамику численности трудовых мигрантов. Не входящие в союз государства пережили «миграционный шок» наиболее остро, тогда как страны — участницы ЕАЭС избежали его или пережили в смягченном виде. Таковы основные выводы доклада Евразийского аналитического клуба «Трудовая миграция в ЕАЭС на начало 2016 года», представленного общественности в конце февраля.

Как отмечается в докладе, сокращение трудовой миграции обусловлено экономическими проблемами России — «проседанием» экономики и инфляцией рубля. «Оба процесса затронули в первую очередь низкоквалифицированных трудовых мигрантов, работающих в сфере обслуживания и строительства, — констатируется в документе. — Там произошло либо замораживание проектов, либо частичное замещение иностранцев национальными кадрами из-за роста безработицы в стране, либо механизация труда (как, например, при уборке снега в ЖКХ Центральной России)».

Реальное влияние кризиса на занятость трудовых мигрантов можно проследить, проанализировав статистику денежных переводов граждан каждой из этих стран из России на родину. Доступные к настоящему времени данные за первые три квартала 2015 года также свидетельствуют, что в наибольшей мере от сокращения массы переводов пострадали страны, не входящие в ЕАЭС. Денежные потери в рублевом выражении составили для них не менее 11%, а на самом деле гораздо больше (-21,8% для Азербайджана, -11,8% для Грузии, -13,5% для Таджикистана, -18,1% для Туркменистана, ‑17,8% для Узбекистана). Страны — участницы союза, наоборот, переживают либо рост рублевого выражения переводов (+15% для Киргизии), либо незначительный спад (-1,1% для Армении).

«Приведенные данные показывают, что в условиях "миграционного шока" в наибольшей мере оказались защищены мигранты из стран ЕАЭС и их семьи», — констатируется в докладе. Это связано с правовым статусом, который получают в России представители других стран — участниц союза. Трудовые мигранты из стран ЕАЭС освобождаются от необходимости сдавать специальные экзамены, получать медицинские справки, дающие право на работу в стране, а также от оплаты специального трудового патента.

Последний фактор во многом определил разделение мигрантов из ЕАЭС и вне евразийского блока. Как отмечают исследователи, издержки, связанные с получением трудового патента и его оплатой в течение года, в 2014 году достигали 30 тысяч рублей, а в 2015 году возросли почти вдвое. Понятно, что пребывание трудового мигранта в России оправдано лишь в том случае, если заработная плата превышает указанную сумму и расходы на собственное проживание. Так, на российском рынке труда существенно укрепляется присутствие мигрантов из Армении и Киргизии, а издержки, связанные с кризисом, бьют прежде всего по выходцам из иных государств, не входящих в состав ЕАЭС.

«Насколько известно авторам доклада, среди трудовых мигрантов из Таджикистана и Узбекистана бытует ошибочное представление, что льготы для кыргызстанцев и армян носят национальный фактор, причем в случае Армении данный стереотип используется для нагнетания радикальных тюркистских настроений, — заметил "Русской планете" глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович. — В этой связи необходимо подчеркнуть, что предложение присоединиться к ЕАЭС получили практически все страны СНГ, включая Таджикистан и Узбекистан».

http://rusplt.ru/society/perspektivyi-eaes-statistika-svidetelstvuet-219...