Питерский реквием по украинскому газовому транзиту

Несколько лет назад я не без любопытства наблюдал за тем, как мои знакомые из Фонда «Свободная Европа» и United Communications метались по Киевским ведомствам и украинским просторам, мониторя состояние газотранспортной системы Украины. Результаты уже тогда были унылые: «лишь 13% украинских газопроводов имеют длительность службы менее 10 лет, а 21,2% находятся в эксплуатации более 33 лет, т.е. выработали свой расчетный ресурс» (из мониторингового отчета). И было это восемь лет назад. История украинской ГТС этих восьми лет имеет массу эпизодов политических баталий и популистских заявлений, но новости о ремонтах трубы поступали не часто. В основном – когда там были прорывы или взрывы..
Глупо, конечно. Ведь ГТС Украины – это не только труба с соответствующей инфраструктурой, но и самые большие в Европе подземные газохранилища газа, совокупной емкостью около 35 миллиардов кубометров. Это просто готовый резерв на случай сбоя российско-европейских газопоставок. А еще лучше – для создания на Западной Украине Богородчанского газового хаба (пункта учета, хранения и распределения ресурса).
Еще недавно, каких-то два года назад в Украине серьезно и на хорошем профессиональном уровне обсуждались технические аспекты формирования такого хаба, а также (как же без этого) определялась цена вопроса. Получалось 4,5 миллиарда евро. Россияне тогда даже занервничали, и председатель «Газпрома» Алексей Миллер даже предупреждал европейских партнеров о своем негативном опыте закачки российского газа в украинские ПГХ.
Сейчас Миллер может не нервничать. Украинская экономика скачками несется вниз. «Скачками» потому, что еще в марте этого года агентство FITCH прогнозировало падение экономики Украины на 5%, при девальвации гривны на 26%, то 21 июня оно уже «наванговало» 9%-ый спад при падении гривны на 97%. Какой тут ремонт трубы?!
Но, худо-бедно, и сейчас ГТС приносит в казну какую-то прибыль. Объемы транзита газа через территорию Украины пусть в 2014-м и уменьшились на 28%, но, все равно, это было 62,2 миллиарда кубометров газа. По словам министра энергетики Владимира Демчишина тариф на услуги по транзиту российского газа в ЕС в первом квартале 2015 года составляет 2,88 долл. за тысячу кубометров на каждые 100 км., или, как минимум, 31 доллар от восточной до западной границы. То есть – около 2 миллиардов долларов в год. Это сейчас. А когда страна жила не лозунгами, а разумом, то перекачка газа переваливала за сто миллиардов кубов!
Но вскоре и этого не будет. Россияне уде заявили, что договоры о транзите газа через Украину в 2019 года возобновляться не будут. Но это всего лишь потенциальная угроза, которую можно снять. Здесь Европа была «верным союзником» Украины, поскольку транспортировка российского газа именно через украинскую трубу экономически наиболее эффективна.
Строительство Россией газопровода «Северный поток» задело Украину, но не катастрофически: в этот «поток» газ подается из газопровода «Ямал-Европа», в то время как украинская труба питается из газопроводов «Союз» и «Уренгой-Помары-Ужгород». Проект «Южного потока» (с декабря прошлого года ставшего потоком «Турецким») уже напрямую, потому что через него в Турцию – Грецию – Центральную Европу планируется подавать до 60 миллиардов кубов газа, ранее качавшегося через Украину. Но и здесь Киев мог рассчитывать на помощь Европы, потому что газо-транспортная зависимость от турок и греков для Евросоюза куда более неприятна, чем от послушной Украины. Уж кто-кто, а турки не преминут вспомнить полувековое топтание в приемных Брюсселя с просьбой: «Ну, примите в Европу, ну пожалуйста».
Поэтому на XIX Петербургском международном экономическом форуме произошло то, что не могло не произойти. Потому что Украина – Украиной, санкции – санкциями, но своя рубашка дороже. Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, член правления OMV AG Манфред Ляйтнер, член правления E.ON SE Клаус Шефер, и главный управляющий директор Royal Dutch Shell Бен ван Берден подписали меморандум о расширении мощностей «Северного потока» на 55 миллиардов кубометров газа. Планируется протянуть две новых нитки трубопровода и стоить это удовольствие будет 9,9 миллиарда евро.
Теперь считаем. Действующий газопровод Ямал-Европа в Польшу/Германию – 32 миллиарда кубов в год. Действующий «Северный поток» в Германию - 55 миллиардов кубов. Действующий «Голубой поток» в Турцию – 16 миллиардов. Проектируемые «Сила Сибири» (в Китай, 38 миллиарда) и «Турецкий поток» (63 миллиарда). И тут еще меморандум по «Северному потоку-2», 55 миллиардов.
Всего – 259 миллиардов кубометров газа в год.
В этом тысячелетии (по данным Федеральной таможенной службы) больше всего газа Россия продала в 2005 году – 209,2 миллиарда кубов. В 2014-м – 174,3 миллиарда. Вопрос: где в этой схеме российских газопроводов уже обозримого будущего украинская газотранспортная система?
Стоит обратить внимание на состав сторон меморандума.
E.ON – крупнейшая немецкая газовая компания. Работает в 30 странах и обслуживает 33 миллиона клиентов, преимущественно в Северо-Западной Европе. Один из акционеров Северного потока. Снижение добычи газа в Шотландии и все более отчетливое истощение норвежских месторождений естественно заставляют немцев искать новые товарные объемы ресурса.
ROYAL DUTCH SHELL – англо-голландская, четвертая в мире по величине активов, нефтегазовая компания. Здесь вообще интересная ситуация. «Дома» у SHELLа, в Голландии, на частично принадлежащем им крупнейшем европейском месторождении Гроннинген, добыча газа привела к землетрясениям (оказывается к тектоническим возмущениям ведут не только гидроразрывы пласта при сланцевой газодобыче, но и простой впрыск углекислого газа). А Гронинген обеспечивает газом 15% Европы. Теперь SHELLу следует искать компенсацию возможного прекращения гронингенской газодобычи.
OMV AG – австрийская нефтегазовая компания, крупнейшая в Центральной Европе. Контролирует газовый хаб в Баумгартене, который в значительной мере наполняется газом, транспортируемым через Украину. События последнего года в Украине привели к тому, что в зимний период хаб вступил с необычно низким уровнем заполнения своих подземных газохранилищ. Возможно именно поэтому Манфред Ляйтнер, член правления OMV AG, так оценил меморандум: «Это важный шаг к значительному укреплению безопасности поставок газа в Центральную Европу, и это усилит роль Баумгартена в Австрии в качестве газового хаба».
Ну и, судя по всему, Россия раздала своим «подельниками по Северному потоку-2» еще и аппетитные пряники. Так SHELLу пообещали расширение мощности их завода сжиженого природного газа в проекте «Сахалин-2», чего англо-голландцы уже давно добивались. Теперь туда должен пойти дополнительный газ с Южно-Киринского месторождения. OMV пообещали доли в двух участках Уренгойского месторождения, что тоже дорогого стоит.
Если оценивать идею второго Северного потока в украинском контексте, то напрашивается очень неприятный для Киева вывод. Ведь когда строили первый «поток» еще можно было говорить о «дополняющем» маршруте транспортировки российского газа. «Южный поток» уже убедительно показал, что пролагаются не «дополняющие», а «замещающие» пути транзита. Но и тогда у Украины была возможность с упоением наблюдать, как ее европейские союзники гробят воплощение проекта. И он был прекращен из-за «неконструктивной позиции Евросоюза». Но «Турецкий поток» показал, что Москва нашла целый кластер околоевросоюзовских (Турция, Сербия) и евросоюзовских (Болгария, Венгрия) стран, которые не будут обращать внимания ни на какие Энергетические хартии ради топливной безопасности своих стран.
Подписание Питерского меморандума может означать «контрольный выстрел» для украинского газотранзита: получается что и ведущие европейские союзники Украины теряют интерес и к Украине, и к украинской газотранспортной системе, предпочитая уверенность в стабильности газовых поставок. Богатый Север Европы (Германия, Англия, Голландия, Австрия) не хочет, что бы украинские Майданы создавали угрозу хотя бы даже обогреву европейских домов. Уже не говоря о промышленности.
Кстати, именно поэтому можно предположить, что «Северный поток-2» встретит в Европе гораздо меньшее сопротивление, чем «Турецкий поток». А что же тогда небогатый Юг и совсем уж нищая Украина ? Ну что, они будут страдать – страданиями душа совершенствуется.

Страны: 
Эксперты: