В СМИ активно обсуждают развитие событий в Ираке, где боевики вооруженной группировки «Исламское государство Ирака и ШАМА» (ИГИШ) взяли под контроль несколько крупных городов страны и стремительно движутся на Багдад. ИГИШ сегодня является одной из самых богатых террористических группировок во всем мире и может без проблем самостоятельно финансировать свои боевые действия в Ираке и Сирии на протяжении многих лет, рассуждает востоковед Сергей Небренчин.
Что происходит в Ираке?
Победа Башира Асада на президентских выборах в Сирии и успехи сирийской армии в борьбе с вооруженной опозицией вынудили последних на время отказаться от планов свержения правительства в Дамаске. Часть из них, в частности, боевики «армии Ирака и Леванте» переориентировались на создание суннитского халифата на иракской территории. Успех террористов ИГИШ достигнут не только благодаря одним исламистам, в свое время вскормленных и вдохновленных на войну США и их ближневосточными союзниками. Им активно помогают приверженцы бывшего диктатора Саддама Хуссейна, а также иракские курды.
Как пишут курдские СМИ, за акцией суннитов стоит 71-летний Иззет Ибрагим аль-Дури (Izzet Ibrahin al-Duri), бывший вице-президентом при Саддаме Хуссейне, чле партии Баас. Он претендует на то, чтобы стать идеальным кандидатом на объединение вокруг себя суннитов. Будучи кадровым военным, этот человек с самого начала выступал против американских оккупационных сил. Аль-Дури является правоверным мусульманином и лично знаком с главами самых сильных суннитских племен и шейхами из суннитских монархий.
В чем состоит курдский интерес?
Иракские курды не только стремятся расширить свои подконтрольные территории традиционного расселения, но и «прибрать к рукам» новые богатые месторождения нефтью и газом. Кроме того, как иракские курды, так и их соплеменники в Сирии, Турции, Иране и других регионах Ближнего и Среднего Востока давно вынашивают идею создания собственного независимого государства «Великий Курдистан».
В принципе курды заслужили этого своей многовековой борьбой за независимость. Фактически им уже удалось создать свою сетевую государственность на территории нескольких стран со своими институтами власти. Однако реализация этого проекта угрожает территориальной целостности других стран и, прежде всего, ИРИ, Турции, Сирии, Ирака.
Вместе с тем, с учетом того, что США заинтересованы в подрыве основ территориальной целостности вышеуказанных стран и переформатировании геополитической ситуации в регионе сценарий создания «великого Курдистана» может быть реализован. Новое государство на этапе дестабилизации обстановки в обширном регионе от Суэца до Тибета может стать своеобразной опорной точкой США и их союзников НАТО в реализации антикитайских и антироссийских планов.
Может ли новый иракский кризис объединить усилия США и Ирана в урегулированию ситуации в регионе?
В истории уже имелся опыт, когда шахский Иран до 1979 года во времена правления Реза Пехлеви фактически был главным военно-политическим союзником США и Великобритании на Ближнем и Среднем Востоке. Однако, зная политические нравы и методы поведения Вашингтона и Лондона, трудно поверить в то, что Запад пойдет на стратегическое сотрудничество с шиитским режимом в Тегеране, который сформировался и оформился в результате исламской революции антизападной направленности 35 лет назад.
Скорее США, как это уже было не раз в истории с другими странами «подставит» официальный Тегеран, втянув его в гражданскую войну в Ираке на стороне шиитов, что собственно уже и происходит. Как сообщают СМИ, подразделения иранских КСИР уже принимают участие в вооруженном конфликте в Ираке.
Как известно, сразу после победы исламской революции в Иране США спровоцировали ирано-иракскую войну, которая продолжалась около 10 лет. Обе стороны понесли огромные материальные и людские потери. И в ИРИ об этом очень хорошо помнят, и не могут не остерегаться американских инициатив, которые почти всегда приносили стране бедствия. В Тегеране хорошо осведомлены о планах дестабилизации обстановки от Суэца до Тибета.
Существует ли какая либо связь между украинским кризисом и обострением ситуации в Ираке?
События в Восточной Европе и на Ближнем Востоке – это звенья одной цепи. Дестабилизация обстановки в Евразии, где проживает большинство населения мира, расположены ведущие государства мира, находятся основные природные богатства, преследует конкретные цели. Вашингтон стремится нейтрализовать своих основных конкурентов США в борьбе за доступ к ресурсам, рынкам сбыта товаров и услуг, списать свои многотриллионные долги на форс-мажорные обстоятельства и сохранить доминирующие позиции нефтедоллара в мире. Речь, прежде всего, идет о Китае, ЕС и России.
Украинский кризис направлен на сталкивание интересов ЕС и России вокруг Украины, по аналогии с развитием событий Второй мировой войны. Создание управляемого хаоса от Суэца до Тибета имеет целью дестабилизировать ситуацию на Кавказе и в Центральной Азии, спровоцировать массовую миграцию и вооруженную агрессию в сторону России и Китая.
В Вашингтоне рассчитывают, что РФ будет не в состоянии успешно противостоять на украинском и на южных направлениях. В свою очередь геополитическая активность Китая может быть блокирована волной «мусульманского хаоса» из Центральной Азии, а также сталкиванием его интересов с Индией, в которой не без поддержки извне пришли националисты, по аналогии с Украиной.
Мы это видим.
Справка:
«Исламское государство Ирака и Шама» (ИГИШ; араб. الدولة الإسلامية في العراق والشام , ад-Даулят аль-Исламийя фи ль-Ирак уа аш-Шам) — головная организация для многих иракских повстанческих групп исламского (суннитского) толка, созданная 15 октября 2006 года. «Исламское государство Ирак» претендует на власть в 8 из 18 иракских мухафаз (провинций) с преимущественно суннитским населением: Анбар, Дияла,Тамим, Салах-эд-дин, Найнава, Багдад, Бабиль и Васит.
В создании группировки принимали участие «Аль-Каида», которая посредством Аз-Заркауи сначала организовала «Совет Шуры муджахедов» (2006), к которой затем присоединились группировки «Джайш ат-Таифа аль-Мансура» («Армия победоносной общины»), «Джайш Ахлу-с-Сунна ва-ль-Джамаа» («Армия людей Сунны и общины»), «Джайш аль-Фатихин» («Армия завоевателей») и «Джунд ас-Сахаба» («Войско сподвижников»), после чего 15 октября 2006 года было заявлено о создании «Исламского государства Ирак». К этой организации впоследствии примкнули мелкие исламистские группы, такие как «Ансар ат-Тавхид», «Аль-Гураба», «Исламский джихад», «Асаиб аль-Ахваль», «Джамаа аль-Мурабитин», «Ансар ат-Тавхид ва-с-Сунна», «Фурсан ат-Тавхид», «Джунд Миллат аль-Ибрагим». Первым лидером Исламского государства Ирак стал Абу Омар аль-Багдади.
«Исламское государство Ирак» представляет собой «полу реальное квазигосударство» с шариатской формой правления, которое частично контролирует территорию суннитского треугольника. Ближним врагом организации объявлены «рафидиты» (шииты).
9 апреля 2013 года организация стала называться «Исламское государство Ирака и Сирии» (по другой версии «и Леванта», «ва Шам»), поскольку боевики ИГИ включились в гражданскую войну в Сирии в качестве самостоятельной силы. Впоследствии это обстоятельство вызвало трения между ИГИ и «Аль-Каидой» (Завахири), представители которой призвали ИГИ вернуться в Ирак. В результате «законным представителем» «Аль-Каиды» был объявлен «Фронт ан-Нусра».