Пять из шести миграционных постов Молдавии на границе с Приднестровской Молдавской Республикой уже начали свою работу. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе президента ПМР, об этом заявил 27 июня на встрече с главой приднестровского государства Евгением Шевчуком сопредседатель ОКК от Приднестровья Олег Беляков.
"Они ведут миграционный учет практически всех граждан, останавливают, предлагают всем, без исключения, пройти регистрацию, - отметил Беляков. - Это официальная хроника, потому что уже были обращения к военным наблюдателям, в Объединенное военное командование, были волнения среди тех граждан, которые выезжают на территорию Республики Молдова".
В свою очередь президент Евгений Шевчук заявил, что Молдавией вводится "фактически пограничный контроль". "Остановка всех видов транспорта и так называемые предложения пройти и зарегистрироваться являются ничем иным, как осуществлением пограничного и миграционного контроля в полном объеме. Фактически мы видим, что идет формирование полноценной государственной границы со стороны Республики Молдова. По той информации, которую мы получаем и с учетом тех сведений, которые поступают от наших граждан, пересекающих границу, идет формирование полноценной государственной границы со стороны Республики Молдова. Это формирование началось не вчера и не позавчера. Началось еще в начале этого года обсуждение этих вопросов молдавской стороной", - отметил Шевчук.
"В связи с этим есть определенные риски, в первую очередь, для наших граждан, которые имеют российские паспорта, паспорта граждан Украины. Мы знаем инициирование законодательной инициативы правительства Молдавии о том, что они будут привлекаться к административной ответственности, потому что, как считают в Молдавии, не стали в свое время на учет после пересечения украинско-приднестровской границы. Мы внимательно будем наблюдать за происходящими событиями. Более того, я прошу Вас усилить внимание к жалобам граждан на действия этих постов. Поручаю обобщить все материалы для того, чтобы мы могли рассматривать возможность защиты интересов граждан Приднестровской Молдавской Республики. Односторонние действия Республики Молдова по привлечению в Зоне безопасности к административной ответственности граждан Приднестровья являются, на наш взгляд, нагнетанием дополнительной напряженности. Эти действия происходят также без предварительного обсуждения в ОКК", - подвел итог Евгений Шевчук.
Справка ИА REGNUM: С 2009 года таможенные органы Молдавии требуют от жителей ПМР, обладающих гражданством России и Украины, наличия вида на жительство при перемещении по территории Молдавии, а в случае его отсутствия изымают паспорта и привлекают приднестровцев к административной ответственности. В апреле текущего года Молдавия заявила о намерении установить стационарные пограничные посты в шести населенных пунктах вдоль границы с Приднестровьем. О том, что устанавливаемые Кишиневом погранично-таможенные посты могут быть использованы именно против проживающих в ПМР граждан Украины и РФ заявили в КГБ ПМР и МИД Приднестровья. При этом Молдавия заверяла, что вводимый контроль не будет распространяться на жителей Приднестровья "вне зависимости от паспорта, которым они обладают", однако не сообщила, как именно она будет отличать приднестровцев с паспортами Украины и России от иностранцев. А 12 июня правительство Молдавии выступило с законодательной инициативой по изменению ряда статей Кодекса о правонарушениях, которые касаются введения штрафов за нарушение правил пребывания в Молдавии иностранными гражданами и лицами без гражданства, въехавшими на ее территорию через Приднестровье. "Фактически речь идет о новых административных мерах властей РМ в отношении приднестровцев, имеющих гражданство РФ, Украины и других стран, постоянно проживающих и временно въезжающих в Приднестровье", - заявили в МИД ПМР. Там подчеркнули, что под указанные санкции при въезде в Молдавию подпадут все иностранные граждане, временно въезжающие в Приднестровье, и все граждане Приднестровья, не имеющие вида на жительство в Молдавии, поскольку Кишинев не признает документы, удостоверяющие личность, выдаваемые компетентными органами власти ПМР, несмотря на то, что договоренность о признании таких документов была достигнута в ходе переговорного процесса в 2001 году и скреплена подписями сторон.