Протестное движение в Турции перевалило за 20-й день.
В действиях противостоящих сторон начинается просматриваться определенное организационное и сценарное начало. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган провёл в Стамбуле масштабный митинг своих сторонников. Он обозначил его не как контракция на действия протестантов, а как начало избирательной компании, хотя официально в Турции об этом не объявлено. Региональные выборы намечены только на март будущего года, затем должны состояться и выборы в парламент. Но, похоже, что Эрдоган не уверен, что до этого времени ему удастся сохранить в стране политический статус-кво, и он всё же пойдёт на досрочные выборы в парламент. Сегодня он ещё сохраняет заметное политическое влияние в стране, на данном этапе его могут поддержать курды, находящиеся в фазе примирения с правительством, остаются ослабленными главные оппозиционные партии. К тому же объявление о досрочных выборах в парламент будет восприниматься как определенная победа Таксима. В противном случае правительство будет всё больше и больше погружаться в трясину кризиса.
После того как полиция выдавила протестующих с площади Таксим, а губернатор Анкары объявил о введении с 16 июня в действие запрета на проведение любых демонстраций на улицах города, последовало несколько важных событий. Крупнейший профсоюз Турции - Союз работников бюджетной сферы (KESK) - призвал провести всеобщую забастовку. По словам официального представителя KESK Мустафы Тургута, профсоюз «заранее принял решение о забастовке в том случае, если демонстрация в парке Гези будет разогнана». И второй крупнейший по величине профсоюз Турции - Объединение революционных профсоюзов (DISK) – обсуждает вопрос о необходимости присоединения к запланированной KESK забастовке. Осуществляется также заметное маневрирование и с «центрами» протестов: волна перемещается то из Стамбула в Анкару, то в Измир и в некоторые другие города Турции. При этом характер протеста приобретает чисто политическую окраску: требования сводятся к отставке Эрдогана.
Тем временем среди политиков и экспертного сообщества высказываются разные мысли относительно того, какие цели стоят за протестным движением, именуемым по-турецки «Gezi parkı eylemi». Один из известных турецких политических обозревателей рассказал по телефону ИА REX следующее: «Каждый день рядом с моей редакцией, ближе к вечеру, собирается внушительная толпа манифестантов. Но среди неё я так и не выявил какого-нибудь лидера, а в беседах с ними так и не услышал ни одного идеологического тезиса, хотя некоторые стояли с плакатами с радикальными призывами. Мне ясно, что всё это к вырубке деревьев на Таксим не имеет никакого отношения. Я заметил и то, что они собираются только ближе к вечеру, то есть тогда, когда в США наступает утро и начинается телевизионный трафик». Другой наш коллега из Израиля обратил внимание на то, что по стилистике действий протестующих угадывается почерк суфиев. «Но это не те, кто организует известные танцы дервишей, - подчеркнул он. - Это те, кто имеет прямое отношение к политическим потрясениям, которые происходят сейчас на Ближнем Востоке. С некоторыми из них я лично общался - это суфии». Выходит, что Эрдоган «разбудил» или для него «разбудили» дервишей, и он не случайно говорит о выходе на политическую сцену Турции каких-то «подпольных организаций».
Как известно, Мустафа Кемаль запретил деятельность в Турции различных дервишских орденов. Но они не исчезли, а ушли в подполье. После прихода к власти в 2001 году партия Справедливости и развития стала негласно поощрять «пробуждение» дервишей с целью использовать их в качестве тылового эшелона в процессе продвижения так называемого «мягкого ислама». С другой стороны, и военные никогда не сбрасывали со счетов суфиев, потенциал которых они часто направляли для борьбы с левыми силами. Теперь судя по многим признакам, Эрдоган либо угодил в расставленную военными «дервишскую ловушку», либо по каким-то причинам утратил над ними контроль. Сегодня они, как и положено суфиям, выступают на стороне социально обездоленных, число которых в результате либеральных экономических преобразований в Турции заметно возросло.
Уже не первый день в Турции проходит судебный процесс над военнослужащими по подозрению в причастности к подготовке военного переворота (план «Бальоз» (Кувалда), «Эргенекон»). Власти заявляют, что раскрыта сеть разветвлённой подпольной структуры, имевшей своей целью отстранить находящуюся от власти правящую партию. А что происходит сегодня в Турции? На наш взгляд, осуществляются базовые контуры сценария переворота по плану «Бальоз», который был описан турецкой газетой Taraf: дестабилизация обстановки в некоторых крупных городах Турции, взрывы во время пятничного намаза в стамбульских мечетях «Фатих джамиси» и «Баязет» (до этого, cлава Богу, не дошло - С.Т.) захват военного музея страны (можно предполагать музей Ататюрка - С.Т.), провоцирование войны с Грецией (можно предполагать войну в Сирии - С.Т.). Кстати, соавторство в подготовке такого сценария приписали бывшему командующему 1-й армией генералу Четину Догану, который ничего не отрицает, заявляя только, что «план разрабатывался исключительно в учебных целях, для проведения военной игры, которая предусматривала отработку механизмов организации защиты и сохранения в Турции основ республики». Но, как говорится, на то и война, чтобы проводить манёвры.
Так что, когда Эрдоган заявляет, что к протестному движению «приложила руку» оппозиционная Республиканская Народная Партия (РНП) он подразумевает, прежде всего, военных. Такая ситуация указывает на то, что в дальнейшем по ходу развития событий могут проявиться ещё более щепетильные моменты. Вот почему Эрдоган пытается трансформировать акции протеста в избирательную компанию. Если, конечно, успеет.