Как сообщила официальный представитель госдепартамента США Виктория Нуланд, в ближайшие дни государственный секретарь США Джон Керри отправится с визитом в Турцию. В повестку дня переговоров включены вопросы о кризисе в Сирии, ближневосточный мирный процесс, а также отношения между Израилем и Турцией.
Керри уже бывал в Турции, но многие эксперты считают тот визит не совсем удачным. Накануне, выступая на 5-м форуме ООН «Альянс цивилизаций» в Вене, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган приравнял сионизм к фашизму, что вызвало недовольство в США. Связано это было с тем, Вашингтон объявил о готовящемся визите президента США Барака Обамы в Израиль, в то время как его ждали в Турции, полагая, что страна, активно вовлеченная практически во все события на Ближнем Востоке, должна иметь приоритетное значение для стратегии США в этом регионе мира. К тому же для Анкары это было некоторым тестом в отношении своего американского партнера, заявившего, что во второй срок президента Барака Обамы главные приоритеты во внешней политике перемещаются в Азию.
Похоже, что Турция давно просчитывала подобный ход событий. Ее действия, связанные с посылкой в мае 2010 года в сектор Газа парома «Mavi Marmara» и последующий инцидент с нападением израильского спецназа, приведшего к гибели турецких граждан, носили преднамеренный характер. Это привело к кризису во взаимоотношениях между Турцией и Израилем, когда Турция стала публично дистанцироваться от военно-политического альянса с Израилем, демонстрируя, что последний находится в изоляции на Ближнем Востоке. За счет отказа от курса альянса с Израилем Турция пыталась наращивать свой политический капитал в регионе. В свою очередь Вашингтон прикладывал усилия к тому, чтобы вернуть все на свои места, инициировал серию конфиденциальных встреч турецких и израильских представителей.
Некоторая развязка наступила только после того, когда в ходе визита Барака Обамы в Израиль ему удалось убедить премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху принести публичные извинения Турции за инцидент с «Mavi Marmara».После этого многие турецкие политики высказывали восторг, полагая, что извинения Израиля якобы «привели к психологическому перевесу Турции в регионе», повысили ее авторитет в общественном мнении арабского, да и вообще всего исламского мира. Однако, как считает авторитетное турецкое издание Ankara Strateji Enstitusu, «Турция должна правильно интерпретировать ход событий на Ближнем Востоке - в целом, и результаты «арабской весны»- в частности. По мнению издания, «ресурс, когда Турция при поддержке США стремилась занять центральное среди новых образований в регионе положение, ведя рискованную политику по сирийскому вопросу, исчерпан, а сила чуждых для региона США, постоянно опирающихся или на военную мощь, или на содействие своих союзников, ослабевает».В итоге Турции оказывается вынужденной разрабатывать новую стратегию.
К этому ее толкают многие обстоятельства. Как показали данные недавнего соцопроса, у премьер-министра Турции Эрдогана сокращаются шансы победить на президентских выборах в 2014 году. Респонденты поставили его на 3-е место после действующего президента Абдуллаха Гюля и лидера Народно-демократической партии Кемаля Кылычдароглу. Поэтому впору говорить, с одной стороны, о завершении в Турции «эпохи Эрдогана», с другой о приходе в эту страну «арабской весны» в буквальном и в политическом смысле слова. Увлекшись выстраиванием масштабных геополитических проектов, Анкара упустила момент решения курдского вопроса по-своему сценарию. Теперь Эрдоган вынужден осуществлять рискованные для целостности страны шаги. При одобрении Запада, и прежде всего США, он начал переговоры с находящимся в заключении лидером Курдской рабочей партии Абдуллахом Оджаланом. Причем в ситуации, когда соседние иракские и сирийские курды уже получили фактическую автономию. В итоге стал резко расти международный авторитет главы Иранского Курдистана Масуда Барзани, при посредничестве которого турецкие власти и вступили в переговоры с Оджаланом, а сирийские курды вступили в Высший курдский совет, который координирует действия на международном уровне. При этом становится все более очевидным факт, что с опорой на курдский плацдарм США и Израиль будут в дальнейшем продвигать на Ближнем Востоке свои национальные интересы. В этом контексте извинения Израиля Турции с потенцией возрождения прежнего военно-политического альянса ориентировано больше на сковывание возможных действий Турции на самых разных направлениях. Причем момент для такого хода США выбрали удачно.
На днях Анкара подвела экономические итоги 2012 года. Согласно правительственному департаменту статистики, показатель оказался ниже прогнозов и значительно ниже результата 2011 года. В 2012 года рост ВВП Турции составил только 2,2%. Напомним, что в 2011 году ВВП Турции вырос на 8,5%, что вывело страну на второе место в мире - после Китая - по темпам экономического роста, и что стало предметом национальной гордости страны. Министр экономики Зафер Чаглаян констатировал, что « в 2012 году в росте экономики отмечено резкое торможение», добавив, что «рост ВВП в значительной мере был обеспечен только за счет экспорта». В свою очередь министр финансов Мехмет Шимшек указал на базовые причины сложившейся ситуации: углубление кризиса у крупнейшего торгового партнера Турции - Евросоюза, геополитическую напряженность в регионе и рост цен на нефть.
На долю Евросоюза приходилось до 65% экспорта Турции. В опубликованном в августе 2012 года докладе под названием «Кризис в еврозоне может продлиться 20 лет» директор департамента экономических исследований Natixis Патрик Артюс утверждает, что «кризис в еврозоне не получится разрешить в течение несколько десятилетий». Следовательно, экспорт Турции в страны ЕС будет падать. С другой стороны, как пишет Haberturk, трансформация баланса мировых сил на Ближнем Востоке будет сказываться на динамике экономического развития Турции в долгосрочной перспективе. В этой связи газета Yeni Mesaj считает, что Анкаре предстоит делать выбор: либо продолжать следовать дальше вместе с Западом, либо переходить к формированию новых региональных и внерегиональных кооперационных отношений со странами, обеспечивающим турецким товарам устойчивый рынок. Делать это необходимо как можно скорее, пока страна еще сохраняет динамику роста и не утратила имидж привлекательного партнера. Одним словом, Турции необходимо уже сегодня принимать решения, чтобы завтра не оказаться затянутой в воронку европейского и других кризисов и не утратить те политические, геополитические и экономические преимущества, которые она получила в последнее десятилетие в результате благоприятной международной конъюнктуре. Поэтому проблема Турции во взаимоотношениях с США сейчас заключается в том, как долго она будет согласна со стратегией, когда ее заставляют в одиночку «таскать каштаны из огня», быть в «подвешенном» состоянии в выстраивании отношений с другими странами.
Сегодня в Турции многим ясно, что времена романтического триумфа на внутриполитической и международной арене уже позади. Впереди - нелегкие испытания и действия по сохранению уже собственной страны. Неслучайно и то, что в кулуарах турецкой политики все чаще идут разговоры о грядущих «больших отставках», поскольку, как считает политолог стамбульского университета Бахчешехир Ченгиз Актар, «период самоуверенной политики правительства завершился». Министр иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу уже предупредил, что «Турция может дальше пойти своим путем».
Неслучайно, что на сей раз информация о визите госсекретаря США Джон Керри в Турцию была хронологически совмещена с сообщением о том, что премьер-министр Эрдоган получил приглашение из Белого Дома совершить визит в Вашингтон. Он намечен на 16 мая.