Оттянуть дату выборов в Армении было выгодно прозападной троице кандидатов

В связи с покушением на жизнь одного из прозападных кандидатов в президенты Армении - Паруйра Айрикяна, имевшем место поздно вечером 31 января, уже прозвучала версия, что главной целью покушавшихся (поскольку, по информации начальника Полиции Армении Владимира Гаспаряна, выстрелов было всё-таки два, что не исключает, что и стрелявших было двое - прим.) было добиться создания именно такой ситуации, которая ведёт априори к отсрочке назначенных на 18 февраля президентских выборов.
Уже по "горячим следам" преступления спикер парламента Армении и глава Избирательного штаба действующего президента и кандидата в президенты Сержа Саргсяна, Овик Абрамян подтвердил, что президентские выборы в Армении могут быть отложены из-за данного инцидента. "По крайней мере, возможность переноса выборов предусмотрена законодательством, если Паруйр Арикян не сможет продолжить предвыборную гонку", - отметил Абрамян. Он посчитал, что покушение направлено не только против Айрикяна, но и против президентских выборов и всей армянской государственности. И сейчас можно уже говорить, что несмотря на оговорки о том, что решение о заявлении об отсрочке выборов в Конституционный суд предстоит также принимать и самому пострадавшему от теракта, тем не менее, круги, которые, не исключено, спланировали нападение на Айрикяна, добиваются своего.
Достаточно знать, что президент Серж Саргсян уже принял решение отменить встречи с избирателями и трансляцию агитационных роликов, а врачи, прооперировавшие Айрикяна, свидетельствуют, что только через пару дней Айрикян будет переведен из реанимации в обычную палату и понадобится ещё 7-10 дней для полной реабилитации. Получается, что от 9 до 12 дней Айрикян как кандидат в президенты не будет иметь возможности полноценно вести предвыборную агитационную деятельность, а это вполне серьёзное основание уже для ЦИК Армении, чтобы, не дожидаясь решения самого Айрикяна, задуматься о том, чтобы впоследствии никто не обвинил бы власти страны в не создании равноценных и равноправных условий для всех кандидатов на данных выборах. И, надо полагать, что возможную подобную озабоченность ЦИК разделят и судьи Конституционного суда.
Уже по этим двум основаниям следует согласиться с оценками происшедшего, данными президентом Сержем Саргсяном ("ужасное преступление направлено не только против Айрикяна, но и государственности Армении") и председателем ЦИК Тиграном Мукучяном ("низкий и подлый поступок, направленный против предстоящих 18 февраля президентских выборов в Армении").
Версия о том, что покушение имело целью именно добиться отсрочки проведения выборов в ранее назначенный день, была также сопровождена идеей о том, что подобное могло входить в планы как некого лица или группы лиц и внутри, и вне Армении. При чисто арифметическом подсчёте нетрудно заметить, что возможная отсрочка выборов на время, необходимое Айрикяну для полноценной реабилитации, приведёт к тому, что новая дата выборов может совпасть (или же "крутиться" поблизости) с печально известным в новейшей истории Армении 1 марта - напомним, что 5 лет назад 1 марта в Ереване имели место массовые акции и беспорядки, приведшие к человеческим жертвам. Уже одно это обстоятельство может подтолкнуть к мысли, что инициаторы акции 31 января 2013 г. подобным образом хотят бросить тень на весь период президентства Сержа Саргсяна и, разумеется, на предстоящие выборы, как бы давая понять, что они (т.е. круги, осуществившие покушение) "не против повторить 1 марта" и в 2013 году.
С другой стороны, учитывая, что перед трагедией Айрикян как-то заявил, что если он, два других прозападных кандидата в президенты - Раффи Ованнисян и Грант Багратян, объединившись, пойдут на выборы совместно, то якобы тогда им будет по силам победить на выборах, нетрудно догадаться, что пострадавший лидер партии Объединение "Национальное самоопределение" (ОНС) уже делал предложение об объединении усилий и в личных контактах с лидерами, соответственно, партий "Жарангутюн" ("Наследие") и "Азатутюн" ("Свобода"). Для второго, т.е. Гранта Багратяна, быть ведомым, несамостоятельным - не в новинку, достаточно вспомнить годы его членства в бывшей правящей партии Армянское общенациональное движение (АОД) и руководства правительством Армении. И вопрос о "лидерстве" в предполагавшемся тройном альянсе для него, вероятней всего, не встал бы неразрешимой дилеммой. К тому же, в отличие от Айрикяна и Раффи Ованнисяна, он ещё и не так активен в своей предвыборной кампании.
Иной вопрос - ситуация между Айрикяном и Раффи Ованнисяном. Тут вопрос о "лидерстве" рано или поздно точно встал бы. Ибо у обоих, что заметно и по уже ими проведенным раундам предвыборной агитации, сохранились неуёмные и неудовлетворённые в прежние десятилетия политические и сугубо лидерские амбиции. Впрочем, у обоих ещё и кризис - со временем. По логике, обоим нужно было бы дополнительное время - пусть и дополнительные пол-месяца, чтобы набрать как можно больше "очков" перед избирателями, поскольку оба не могут быть сравнимы по своей ресурсности ни лично с действующим президентом, ни с правящей Республиканской партией Армении (РПА). Но для этих самых дополнительных пол-месяца нужно... нечто, сродни тому, что имело место - то есть форс-мажор. И этот форс-мажор, в первую очередь, именно из-за покушения и выбывания из строя Айрикяна, в принципе, уже достигнут. То есть, объективно, сложившаяся ситуация явно на руку именно Раффи Ованнисяну.
Это, разумеется, не говорит о том, что лидер "Жарангутюн" может или не может быть причастен к произошедшему. Однако ни для кого не секрет, даже если судить по одному только предвыборному буклету Раффи Ованнисяна, в итоге на какие круги вне Армении он собирается работать в случае победы на выборах, хотя можно также вспомнить и о заявлениях его партии "Жарангутюн", например, по поводу армяно-российских соглашений по 102-й российской военной базе и по регламентировке процесса принятия решений внутри блока ОДКБ СНГ.
Впрочем, чтобы совершить подлость, в конце концов, не нужны даже и граждане Армении, какой бы партийной принадлежности они ни были. Не стоит забывать, что самое большое посольство США в странах СНГ (в том числе и по штату сотрудников) размещается именно в Ереване. И не стоит забывать, насколько активно вовлечены во внутриполитическую жизнь Армении бывший и нынешний послы США в Ереване - Мари Йованович и Джон Хефферн, и насколько тесно они оба были "кровными узами" связаны с партией Свободных демократов, которая на прошлогодних парламентских выборах фактические играла роль как бы "филиала" партии "Жарангутюн" внутри её же фракции. Вопрос же о том, кто дёрнул за ниточку, после чего и состоялось покушение на Айрикяна, думается, поможет раскрыть начавшееся особое следствие.

Сергей Шакарянц - эксперт (Армения)

Страны: 
Эксперты: