На 17 января намечен визит в Армению главы правительства Грузии Бидзины Иванишвили. Как заявил государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили, Иванишвили «своей первейшей обязанностью считает посещение дружественных соседних стран, чтобы показать, что свои решения Тбилиси принимает с учетом их интересов». Но сейчас, по словам Закареишвили, визит Иванишвили «будет иметь целью ознакомиться с Арменией, обсудить общие вопросы и региональные тенденции, равно как и двусторонние отношения».
Иванишвили для Армении, особенно в условиях идущей выборной президентской компании, является политической экзотикой. Феномен его прихода к власти, легкое отстранение от главных рычагов правления президента Саакашвили не может не вызывать в Армении определенных политических ассоциаций. Неслучайно директор Института Кавказа Александр Искандарян пытался найти в Армении «своего Иванишвили», оппозиционного кандидата. И выбрал для этой цели только лидера партии «Процветающая Армения» Гагика Царукяна, хотя, по его словам, «феномены Иванишвили и Царукяна совершенно разные». Царукян снял свою кандидатуру, но это не снимает в Армении проблему уже «синдрома Иванишвили - чёрта из табакерки».
Ранее Иванишвили побывал в Брюсселе и в Баку, после Еревана намерен посетить Турцию и США. Визит в Баку и озвученные до этого и после его заявления , в частности, связанные со строительством железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, показали, что новые власти Грузии постепенно осознают геополитическую реальность Закавказья.
По мнению экс-депутата парламента Грузии, члена Европейского координационного совета грузинской оппозиции Левана Пирвели, первая внешнеполитическая корректировка Грузии, которая стала проглядываться – взаимоотношения с Азербайджаном. Новая власть пока осторожно показывает, что ее не устраивает доминирующая роль Баку и положение Грузии, в качестве страны, «обслуживающей азербайджанские национальные интересы». В этой связи аналитическая служба азербайджанского агентства Turan отмечает, что «хотя Иванишвили заявил в Баку, что его умозаключения касательно поставок газа и строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс были поспешными, на самом деле это не означает, что он взял свои слова обратно». Неслучайно и то, что администрация Ильхама Алиева никак не прокомментировала итоги переговоров с Иванишвили.
Вслед за этим была вброшена острая тестовая «интрига». Согласно досье, которым оперирует Баку, Иванишвили имеет тесные отношения с Патриархом всея Грузии Илией II, оказывал поддержку грузинской православной церкви, расходуя немалые средства на строительство церквей. Поэтому зондаж позиции Иванишвили относительно перспектив выстраивания его отношений с Арменией со стороны Баку через Илию Второго приобретал особое значение. В бакинских СМИ появились сообщения о том, что будто Илия II сделал заявление, согласно которому Нагорный Карабах «был и останется в составе Азербайджана». Но Грузинская патриархия опровергла эту информацию. В итоге со специальным комментарием выступил директор Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу: «Окружение патриарха Грузии опровергло его слова, сказанные в Баку о карабахской проблеме, и это не может не вызвать негативного мнения в азербайджанском обществе. Мы понимаем важность христианского сотрудничества, но в Тбилиси должны признавать также и ценность христианско-мусульманского диалога, который усилит оба государства и повысит их международный рейтинг».
Отметим еще одно событие, которое можно отнести к разряду тестовых атак на Тбилиси. В парламенте Литвы на мероприятии при организационной поддержке Европейского клуба парламента и Центра исследований Восточной Европы с докладом выступила министр иностранных дел Грузии Майи Панджикидзе. Она заявила, что «Грузия имеет хорошие отношения с Арменией и Азербайджаном, однако не готовится вмешиваться в процесс урегулирования конфликта». По ее словам, «этот вопрос должны решить эти две страны». Почувствовал заметный новый нюанс в подходе Тбилиси к проблеме карабахского урегулирования, посол Азербайджана в Литве Гасан Мамедзаде потребовал уточнения позиции Грузии в этом вопросе. И только после этого Панджикидзе вынуждена была определиться: «Нагорно-карабахский конфликт должен быть урегулирован лишь в рамках территориальной целостности Азербайджана». На наш взгляд, причиной маневра грузинских политиков в острых региональных вопросах кроются пока в логике незавершенной борьбы с Саакашвили.
Так что накануне визита Иванишвили в Ереван складывается непростой региональный политический фон. Тем не менее, многие армянские эксперты уверены, что в ходе этого визита « будет сформирован новый формат армяно-грузинских отношений». Какой именно? Это напрямую зависит от того, с каких позиций Грузия и Армения будут оценивать свое геополитическое положение в регионе. Оно имеет ряд характерных особенностей.
1. Тбилиси осознает факт отсутствия геополитического баланса в регионе между центрами влияния. Грузия является для Азербайджана единственным коридором, через который его энергоресурсы, грузы доставляются в Турцию и Европу. В то же время Грузия и для Армении может стать связывающим коридором с Россией. Пока баланс интересов в пользу Азербайджана. Грузия при статической внешней политике утрачивает возможности для маневра в отношениях с Баку, Ереваном и Москвой.
2. Карабахский конфликт, предпринятые Россией шаги по созданию конкурентных коммуникаций по транспортировке нефти и газа, вынуждают Азербайджан создавать ущербную региональную энергетическую коммуникацию в обход Армении и России . С одной стороны, это повышает роль Грузии для Азербайджана в выполнении транспортных функций. С другой - находящаяся в блокаде Армения дрейфует в сторону Турции. Оптимальным вариантом для Тбилиси было бы установление новых правил отношений в квартете Россия- Грузия- Армения- Азербайджан.
3. Открытие железной дороги через Абхазию с Россией может иметь для Грузии двоякое значение. По факту это будет означать признание независимости Абхазии, изменение позиций в отношений Карабаха, что может быть и результатом сделки с Россией и с Арменией , что приведет к выравниванию баланса сил в Закавказье. Азербайджан вынужден будет принять такие условия просто в силу своего геополитического положения.
Но как на данном этапе Грузия станет выстраивать свои отношения с Арменией и Азербайджаном, сказать пока сложно. Как считает грузинский политолог, ректор Дипломатической академии Грузии, профессор Сосо Цинцадзе, сложившееся в регионе международное положение предостерегает всех от резких телодвижений. Очевидно другое: Грузия, Армения и Азербайджан - неизбежно евразийские государства и как бы ни менялись настроения там правящих элит, в какую бы сторону не влекло тех или иных политиков – к евразийскому или атлантистским полюсам - они все равно так и останутся участниками евразийского ансамбля, в котором роль первой скрипки принадлежит и будет принадлежать все же России. Из этого и надо исходить.