В ближайшее время американская нефтяная компания Marathon Oil Corporation представит правительству Туркменистана пакет предложений по реализации в стране инвестиционных проектов. Для этого руководство компании планирует посетить Ашхабад, где, как ожидается, состоится прием у президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. Такая договоренность была достигнута в ходе состоявшегося в Нью-Йорке бизнес-форума, в котором принял участие туркменский руководитель.
Вообще, Гурбангулы Бердымухамедов стал играть по-крупному. Выступая на Генеральной Ассамблее ООН, он заявил о целесообразности создания под эгидой этой международной организации экспертной группы для выработки международно-правовых норм, регулирующих отношения в энергетической сфере. В данном случае, возможно, речь идет о попытке избежать силового противостояния с Азербайджаном из-за спорных месторождений на Каспии.
Причем эта идея находит поддержку со стороны администрации США. Об этом заявила на встрече с Бердымухамедовым в Нью-Йорке госсекретарь Хиллари Клинтон. Более того, американская сторона готова вывести сотрудничество между двумя странами на более высокий уровень и предложила проводить в Ашхабаде и Вашингтоне регулярные консультации по актуальным вопросам политики и энергетики.
С точки зрения международной конъюнктуры шаги Ашхабада можно считать просчитанными. С одной стороны, ему удалось за счет спорных проблем с Азербайджаном блокировать наиболее популярный маршрут NABUCCO - по дну Каспия через Азербайджан и Грузию в Турцию, что подчеркивает его геополитическую самодостаточность. Одновременно он еще раз определил свое значение в качестве сырьевого донора NABUCCO.
В настоящее время Туркменистан, помимо России, транспортирует газ и в Иран с потенциальным выходом на Турцию в обход Азербайджана. Готовится к вводу мощный газопровод на Китай. При этом, похоже, что Ашхабад принимает в расчет и существующий сценарий по нормализации турецко-армянских отношений вне зависимости от карабахского урегулирования, что вызывает определенное раздражение Баку в адрес Запада, и предполагает возможный внешнеполитический дрейф Азербайджана в сторону России. Плюс к этому фактор потепления российско-американских отношений, что может сковывать возможности Москвы в диалоге с Ашхабадом в условиях, когда Вашингтон дает понять, что не будет мириться с попытками Москвы доминировать на маршрутах поставок углеводородов из Каспийского региона в Европу.
Добавим к этому еще одно важное обстоятельство. Через Ашхабад могут быть открыты "каналы сотрудничества" Вашингтона с Тегераном. Чем бы не закончилась разыгранная США и их союзниками последняя иранская интрига с "новым" ядерным объектом в Куме, президент США Обама не отказался от проекта начать диалог с Ираном, хотя бы по причине необходимости афганского урегулирования. Поэтому не случайно, что Бердымухамедов заявил о готовности участвовать в разработке проектов по строительству газопровода в Афганистан и Пакистан. Так что в региональный расклад сил в Средней Азии введены новые интригующие сюжеты.
Недавно в некоторых европейских СМИ была допущена "утечка" о возможности передачи в пользование НАТО военно-воздушной базы в Мары (Туркмения). Такая договоренность была якобы достигнута еще зимой 2008 года в ходе визита в Ашхабад американского адмирала Фэллона. Затем появились сообщения, что президент Бердымухаммедов под предлогом осложнения отношений с Баку принял решение усилить военное присутствие на Каспии, но не за счет расширения военно-технического сотрудничества с Россией, а путем кооперации с Североатлантическим альянсом. В свою очередь, Брюссель намекнул на то, что альянс вообще может взять на себя функции гаранта энергетической безопасности региона.
Поэтому готовность американской нефтяной компании Marathon Oil Corporation к освоению природных богатств Туркменистана, предложение США поднять сотрудничество с этой страной на более высокий уровень являются попыткой Запада сконструировать новую геополитическую карту в регионе Каспия, Средней Азии и Среднего Востока. Но на данном этапе вряд ли президент Гурбангулы Бердымухамедов будет способствовать тому, чтобы чаша весов в регионе склонилась в сторону Запада. Скорее всего, он демонстрирует свои возрастающие политико-дипломатические возможности для того, чтобы с позиции силы вести торг: как с Азербайджаном по спорным месторождениям на Каспии, так и определиться по цене на газ с Россией.