статья израильского психолога и политолога Манар Бсоул, была опубликована в арабоязычной израильской газете Nazareth, №10145 от 03.05.2024
Вместо предисловия: Капитализм и шизофрения
Мне, как профессиональному психологу, крайне близок Шизоанализ. Концепция, разработанная французскими философами Жилем Делезом и Феликсом Гваттари, является важной попыткой переосмысления фрейдизма и марксизма.
Делез и Гваттари рассматривают капитализм как систему, которая постоянно дестабилизирует идентичности и социальные структуры. В их основных книгах "Анти-Эдип" (1972) "Тысяча плато" (1980) анализируется капитализм через призму шизофрении, как метафоры бесконечного желания и постоянного производства. Шизофрения рассматривается не как клиническое расстройство, а как модель бесконечного производства желаний, не ограниченных социальными нормами и иерархиями. Капитализм — это ничем ненормированное бесконечное потребление, которое разрушает идентичности и окружающий мир.
И все социально-политические конфликты сводятся к борьбе шизоидного с параноидальным. Шизоидный полюс связан с революционным ускользанием от любой устойчивой идентичности, разрушением традиций и соответствует порыву, взрывающему любые структуры во имя освобождения желания.
Параноидальный полюс, напротив, связан с ужесточением границ, поиском врага, систематизацией и иерархизацией. Он стремится упорядочить потоки желания под знаком трансцендентного закона или традиционной идентичности.
Общество, которого нет?
Я никогда не думала, что вслед за В. И. Лениным, который утверждал, что «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно», смогу заявить, что «Шизоанализ всесилен, так как он верен».
Аналитический центр, в котором я являюсь научным секретарем, в 2023 в 2024 годах провел 8 массовых социологических исследований, такие как «Отношение израильтян к вооруженному конфликту в Украине (март-апрель 2023); Отношение израильтян к судебной реформе (июнь 2023); Ожидания израильтян от президентских выборов в США в 2024 году (август 2023); «Образ будущего: Израиль после войны» (октябрь-ноябрь) и ряд других.
По полученным нами данным, можно констатировать, что радикализация израильского общества – эмпирический факт.
Традиционные политические (лево-правые) или светско-религиозные расколы дополняются новыми темами, связанными с различными картинами будущего Израиля.
Например, опрос общественного мнения израильтян, проведенный в период с 12.11.2023 – 16.11.2023 с целью изучения позиций в отношении войны Израиля с организацией ХАМАС в секторе Газа, показал раскол между правыми и левыми .
Например, на вопрос «Возможно ли полное уничтожение организации ХАМАС?» вариант ответа «возможно» в континиуме от правых к левым, отличается в 2,5 раза (с 85% у правых до 32% у левых). В то же время вариант ответа «невозможно» у левых и правых отличается в 4.5 раза (с 68% у левых до 15% у правых).
Видение будущего Израиля после войны также расколото между политическими и религиозно-светскими группами. Более других поддерживают концепцию «Два государства для двух народов» представители умеренно — и левых политических взглядов, о чем заявляют соответственно 67% и 69% из их числа.
При этом не только мы пришли к выводу о расколе израильского общества. Вот цитата из отчета «Израильского института демократии»: «Раскол между группами растет. Даже события 7 октября и последовавшая за этим война, которые первоначально рассматривались как объединяющие события, теперь можно рассматривать как оказавшие лишь временное связующее воздействие на ранее существовавшую внутреннюю ситуацию…»
К расколам, которые привели к почти году массовых протестов вокруг судебной реформы, после 7 октября 2023 года присоединился раскол между сторонниками соглашения с ХАМАС и возвращения заложников и сторонниками войны до последнего хамасовца.
Недавно 13-й канал израильского телевидения показал интервью с тремя освобожденными заложницами из Нир-Оз – Адиной Моше, Тами Мецгер и Адой Саги. В израильских соцсетях троих женщин, выживших в плену ХАМАСа… заклеймили «предательницами». «Леваки, вы просили размежевания с Газой — вот что вы получили» Протесты за возвращение заложников продолжаются. Протестные организации, которые в течение почти года выводили десятки тысяч людей на улицы Израиля, теперь подняли на щит тему заложников. Массовые протесты не прекратились. Теперь они также направленны на проведение досрочных выборов в Кнессет
Усилился раскол между сторонниками массового призыва ультраортодоксов в ЦАХАЛ и ультроортодоксальными общинами. Сотни ультраортодоксальных евреев блокируют трассы в знак протеста против отмены полного освобождения от призыва в армию для харедим. Некоторые держали плакаты с надписями «Мы умрем но не пойдем на военную службу» .
Выборы в местные органы власти также вызывают напряжение у светской части Израиля в связи с победой ультроортодоксальных и религиозных сионистов на местных выборах в светских городах. В заявлении «Ликуда» говорилось о «большой победе» на муниципальных выборах: «Правый блок по всей стране усилился».
И самый главный раскол — это раскол вокруг будущего Израиля после войны. Два государства для двух народов или аннексия? В этом вопросе мнения разделились практически поровну. Хотя можно наблюдать общий крен вправо.
Можно констатировать, что по многим показателям в Израиле сформировались две оппонирующие друг другу «картины мира». Строго в рамках «Шизоанализа», шизоидно-либеральная картина мира насмерть схватилась с параноидально-консервативной.
Шизоидно-параноидальная битва последних дней.
Дадим основные нарративы шизоидной и параноидальной картины мира в противостоящих израильских лагерях:
Параноидально-консервативный:
1. Национальная безопасность и поселенческая деятельность;
2. Традиционные ценности;
3. Важность суверенитета Израиля;
4. Аннексия палестинских территорий;
5. Движение в сторону теократии.
Шизоидно-либеральный:
1. Мирный процесс и поддержка решения о двух государствах;
2. Гражданские права и либеральная демократия;
3. Поддержка меньшинств;
4. Ограничение бюджетных выплат в религиозном секторе;
5. Израиль действует в фарватере США.
Общественно-политические расколы встречаются в разных странах. Например:
• Противостояние «глобалистов» и «националистов» вокруг Brexit, определившее политический ландшафт Британии;
• Раскол американского общества на «две Америки» — либеральную и консервативную, особенно обострившийся в ходе президентских выборов 2016 и 2020 гг.;
• «Желтые жилеты» во Франции как бунт периферии против космополитичных городских элит;
• Конфликт «глобальных» и «почвенных» нарративов в России, определяющий идеологический спектр от западников до евразийцев;
• Поляризация украинского общества между проевропейской и пророссийской ориентациями, обернувшаяся расколом страны.
Не все расколы разрушают общества. Но почему в Израиле вышеуказанные расколы приобрели характер «битвы последних дней»?
Ключом к пониманию происходящего стала гипотеза «онтологических пузырей» – дуалистических конкурирующих картин мира, формирующихся в израильском обществе. Их появление связано со склонностью человеческого мышления упрощать сложную реальность до бинарных оппозиций «свой-чужой», «добро-зло».
Онтологические пузыри формируются в шизоидно-параноидальные пары, в ходе конфронтации между носителями оппонирующих идей, ценностей и исторических нарративов. Разрозненные оппозиции и нарративы формируются в связные «картины мира» или онтологии, претендующие на тотальное описание реальности. Каждая группа абсолютизирует собственную правоту и полностью отрицает «правду» оппонента. Радикализация достигает точки, когда политический противник уже не воспринимается как человек, а политическая борьба превращается в борьбу сынов света с сынами тьмы. Дегуманизация оппонентов и радикализация политического дискурса до формата религиозной войны.
Теперь дегуманизация политических оппонентов становится реальностью и внутри израильского общества.
Можно констатировать, что естественные для демократического общества дискуссии превращаются в онтологические пузыри только тогда, когда у оппонирующих групп создаются свои «картины мира» или онтологии, дегуманизирующие политических оппонентов и превращающих своих членов в "Сынов Света".
авторский перевод