Убьет ли вирус политического украинства Израиль?

От июня 2022 к июню 2024 - хроники болезни?
В июне 2022 года я опубликовала статью «Израиль и вирус политического украинства» , в которой рассмотрела феномен «политического украинства» в Израиле. «Политический украинец» — это самоназвание для определенной категории общественных деятелей, политиков и деятелей культуры, для которых Украина — это анти-Россия. «Политическими украинцами» себя называли грузин Вахтанг Кипиани, еврей Александр Роднянский и поэт Андрей Орлов (Орлуша).
И это, не считая таких фигур как Игорь Коломойский, Геннадий Корбан, Моше Реувен Асман (главный раввин Украины), которые открыто поддерживают и пропагандируют идеи «политического украинства»!»
Уже тогда было очевидно, что в продвижении проукраинских нарративов в Израиле активно участвуют русскоязычные израильские СМИ, финансируемые бывшим российским олигархом Леонидом Невзлиным, а также волонтеры и сторонники проукраинских неправительственных организаций.
Скандально известный русофоб Марат Гельман, бывший соратник Владислава Суркова, провел в мае 2022 года первый выездной форум свободной культуры «СловоНово», собравший весь «цвет беглой российской интеллигенции», где звучали неприкрытые угрозы в адрес Москвы.
Неправительственная организация «Израильские друзья Украины» организуют этно-хутора и устанавливают мировые рекорды по числу исполнителей песни «Ой, на лугу красная калина». Казалось бы, безобидные культурные мероприятия, но пропитанные ядом антироссийской пропаганды и щедро приправленные националистической символикой. А многочисленные волонтерские организации занимаются сбором средств для вооружения карателей ВСУ.»

ИИАРХ превыше всего: Израиль в тисках русофобии

За два года ситуация катастрофически ухудшилась. Мне попалась на глаза интересная статья «Кто они, профессиональные оппозиционеры?» на сайте интернет-издания «The Times of Israel» В ней полностью подтверждаются мои худшие опасения и даже есть целый раздел «Невзлин и его ИИАРХ», в котором описывается, как «политический украинец» Леонид Невзлин создал зловещий Информационно-идеологический антироссийский хаб «ИИАРХ».
Не могу не процитировать эти интересные факты: «Публикации в подконтрольных Невзлину СМИ, таких как газеты «Гаарец», «Детали» и «Либерал», являются частью этого инструмента «управляемого хаоса». Основополагающей структурой этого ИИАРХ является АНУ – Музей еврейского народа в Тель-Авиве, которым руководит Ирина Невзлина, дочь Невзлина и жена депутата Кнессета Юлия Эдельштейна.» Сейчас и «СловоНово», из которого выгнали Марата Гельмана, является для Невзлина инструментом вовлечения антироссийской «культурной элиты». Невзлин работает в непосредственном контакте с Посольством Украины в Израиле и привозит в Израиль украинских специалистов по борьбе с «российскими нарративами».
Может ли активность Леонида Невзлина восприниматься как вмешательство во внутренние дела? Или даже как деятельность в интересах другого государства? Все это требует тщательного рассмотрения и юридической оценки.

Профессионалы Майданов: украинские друзья Израиля!
Для меня очевидно, что Израиль стал жертвой "майданных технологий". Эти технологии использовали, например, для дестабилизации общественно-политической ситуации вокруг судебной реформы. Об этом свидетельствуют результаты многочисленных социологических исследований
Подавляющее большинство израильтян (63%) выступают за реформирование судебной системы. Однако вместо конструктивного диалога мы видим радикализацию протестов и нагнетание истерии в обществе. Целых 76% граждан осознают, что нынешний кризис угрожает всем сферам жизни страны! Почти половина (46%) призывает к компромиссу между сторонниками и противниками реформы.
Но разве мы наблюдаем поиск компромисса? Нет! Вместо этого СМИ запугивают общество апокалиптическими сценариями, подменяют повестку радикальными лозунгами "за" или "против" премьер-министра. И это при том, что ядро уличных протестов составляет всего 4% населения! .
Это явные признаки "майданных технологий", цель которых - дестабилизировать ситуацию, делегитимизировать власть и свергнуть правительство незаконным путем. За кулисами протестов стоят матерые профессионалы "цветных революций", использующие проверенные методы манипуляции и радикализации меньшинства для подавления большинства.
На наших глазах провоцируется политический кризис и управляемый хаос в Израиле. Все это делается ради смены власти вопреки воле избирателей. Истинные цели протестов могут выходить далеко за рамки "защиты демократии"!

Острые проблемы для будущего: Израиль на грани раскола?
После победы над ХАМАСом израильское общество будет расколото в отношении послевоенного будущего. Налицо разделение позиций по политическим и этноконфессиональным линиям вокруг ключевых тем: решение палестинской проблемы, отношение к России и Украине, ожидания от выборов в США.
Светские евреи и израильские арабы фактически сформировали единый блок, радикально отличающийся от религиозных евреев по многим вопросам. Они чаще поддерживают создание палестинского государства, победу демократов в США, считают протесты эффективным инструментом давления. Религиозные же евреи выступают за аннексию палестинских территорий, предпочитают победу республиканцев, видят в протестах угрозу стабильности.
Мы наблюдаем опасное партийно-религиозное размежевание, когда позиции правых и левых, светских и религиозных часто диаметрально противоположны по острейшим вопросам - от войны в Украине до судебной реформы. Слабость политического центра лишь усугубляет этот раскол.
Такая фрагментация на фоне послевоенной неопределенности несет огромные риски роста социальной напряженности и конфликтов. Особенно если США начнут подталкивать Израиль к ускоренному решению палестинской проблемы. Для многих израильтян это экзистенциальный вопрос жизни и смерти, воспринимаемый как «или Израиль, или Палестина».
Израиль, после возможного триумфа над внешним врагом, рискует погрузиться в пучину братоубийственной «войны всех против всех» с непредсказуемыми последствиями.

Есть у революции начало, но нет у революции конца
На мой взгляд, радикализация израильского общества – это эмпирический факт. Хочу привести цитату из отчета Израильского института демократии, с которой я абсолютно согласна: «Раскол между группами растет. Даже события 7 октября и последовавшая за этим война, которые первоначально рассматривались как объединяющие события, теперь можно рассматривать как оказавшие лишь временное связующее воздействие на ранее существовавшую внутреннюю ситуацию…»
Протестная активность нарастает несмотря на войну Израиля с ХАМАС. Вот лишь некоторые сообщения: «Полиция и антиправительственные протестующие сражаются возле башен Азриэли в Тель-Авиве, пока полиция топит демонстрантов водометом. Полиция также арестовывает Айелет Мецгер, невестку заложника Йорама Мецгера, в то время как протестующие выступают против полиции, обвиняя их в том, что они действуют по указанию крайне правого министра национальной безопасности Итамара Бен Гвира.»
Как и в Украине, во время майданов, в Израиле возводят палатки, которые становятся постоянным символом «революционного майдана»
Протестуют и в Центре, и на Юге, и на Севере Израиля . Протесты носят системный и хорошо организованный характер.

Дегуманизация и демонизация как инструменты майданных технологий

Я не являюсь сторонницей Нетаньяху, и понимаю реакционность его коалиции. Но не могу, как аналитик, не отметить, что в современном информационном пространстве фигура израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху оказалась в эпицентре применения технологий дегуманизации и демонизации, характерных для «майданной» стратегии дестабилизации общества. Эти приемы, нацеленные на создание образа врага и разжигание вражды, серьезно искажают восприятие как самого Нетаньяху, так и связанных с ним политических проблем.
Одним из наиболее ярких примеров демонизации является конструирование образа Нетаньяху как главного и чуть ли не единственного препятствия на пути к миру на Ближнем Востоке. Многие западные критики Израиля используют этот прием, чтобы представить сложнейший комплекс региональных проблем как следствие «злой воли» одного человека.
Как это ни смешно, но ИИАРХ Невзлина в своей русофобии работает на разжигание антисемитизма. Демонизация Нетаньяху и сравнение его с В. Путиным, приводит к подмене традиционного антисемитизма "политкорректной" критикой сионизма и Израиля. Дело в том, что европейские антисемиты подхватывают критику Нетаньяху и его правительства, как единственной преграды на пути мира с палестинцами. Антисионизм становится новой вывеской, позволяющей выражать антисемитские убеждения, не впадая в откровенную юдофобию. Апелляция к "прогрессивной общественности", риторика, в том числе и Невзлина, привлекает в свои ряды и определенную часть еврейской интеллигенции, придавая антиизраильской риторике флер легитимности.

Бегство от сложности
Технологии дегуманизации применяются и внутри израильского общества для нагнетания противостояния между сторонниками и противниками Нетаньяху. Образ премьера представляется как угроза демократии и национальному единству. Реальный спектр позиций по актуальным вопросам подменяется лозунговой конфронтацией «за» и «против» Биби, нацеленной на раскол и поляризацию общества. При этом происходит и стигматизация «ультраортодоксов» и навешивание ярлыка "ультраортодоксов" на все религиозные партии в правительстве Нетаньяху. Этот стигматизирует различные течения религиозного иудаизма, представляя их как некую единую реакционную силу, подчинившую себе кабинет министров. Реальное многообразие и противоречия внутри религиозного лагеря замалчиваются в угоду создания пугающего образа «ультраортодоксов».
В целом, использование приемов дегуманизации и демонизации в отношении Нетаньяху и его окружения позволяет предложить аудитории простые и однозначные ответы на сложнейшие вызовы современности. Но цена такого выбора - отказ от реального понимания проблем и утрата способности к диалогу между различными частями общества.
Для израильского общества технологии дегуманизации несут в себе риск утраты национального единства перед лицом внешних вызовов. Расколотая страна, лишенная минимального согласия по ключевым вопросам, становится уязвима для дестабилизации и внешнего вмешательства. Противостоять этой угрозе можно только отказавшись от взаимной демонизации, научившись видеть в оппонентах не «исчадий ада», а сограждан, имеющих право на свою позицию

Палестинцы и политические украинцы
3 мая 2024 года я принимала участие в конференции, на которой Посольство Канады и Центр Муссава провели обсуждение о взаимодействии между различными общинами Израиля в условиях войны и выборов.
Меня порадовало, что активное участие в мероприятии приняли политические украинцы из «хороших русских" и их украинские партнеры.
Основная фабула большинства докладов: Россия использует арабское население в своих политических целях. И только политические украинцы могут арабское население от этого влияния защитить, раскрыв им, как у трех обезьянок "глаза и уши". Рот открывать могут только политические украинцы.
Я даже не знаю, чего в этом тезисе больше - высокомерия "сынов света" или бремени "западного белого человека"?
Ведь арабы сами не могут понять, где их выгода и они не умеют вести переговоры и договариваться. В общем, ими манипулируют и их используют «ось зла» и российские "сыны тьмы".
Вирус "политического украинства", похоже, угрожает не только Израилю. Он несет новые риски для палестинского народа. Раздувая русофобскую истерию, пытаясь втянуть Израиль в противостояние с Россией, "политические украинцы" де-факто работают на дестабилизацию, хаос, раскол израильского общества и государства. Да, многие палестинцы справедливо считают Израиль оккупантом. Однако дальнейшая хаотизация Израиля вряд ли пойдет на пользу простым палестинцам. В неконтролируемой смуте обычно страдают самые незащищенные и бесправные. А это мы, палестинцы.
Радикализация израильского общества, подъем правых и ультраправых сил на фоне дестабилизации приведет лишь к ужесточению оккупации, репрессиям, насилию в отношении палестинцев. Реваншистские устремления религиозных фанатиков-поселенцев получат новый импульс - вместо политического урегулирования мы увидим ускоренную аннексию и колонизацию наших исконных земель.
Россия для многих палестинцев остается важным мировым игроком, способным уравновешивать произраильский крен западных столиц. Это проявилось и недавно, когда Москва поддержала статус-кво святых мест Иерусалима, выступила против односторонних действий Израиля, предостерегла от эскалации насилия.
Вряд ли разумным палестинцам стоит радоваться активности "политических украинцев" в Израиле и их стремлению втянуть страну в геополитическое противостояние с Россией. Нам надо внимательно анализировать эти процессы и их возможные последствия для палестинского дела.
Палестинским лидерам и обществу нужно фокусироваться на внутреннем единстве и своих ключевых интересах. Искать пути ненасильственного давления на Израиль в направлении справедливой модели сосуществования двух народов.
В этом могут помочь и прагматичные круги в самом Израиле, понимающие тупиковость "железного кулака" и "управляемого хаоса", в том числе от "политических украинцев". С ними, как и с ответственными внешними игроками, надо выстраивать диалог.
На кону - будущее миллионов израильтян и палестинцев, и его нельзя доверять безответственным экстремистам с любой стороны. В наших общих интересах - деэскалация, компромисс, возвращение к переговорам на основе международного права. Другого пути нет.

С политическим украинством и врагов не нужно
В своей колонке на украинском ресурсе «Гордон» Невзлин заявлял, что «Нетаньягу, возможно, мечтал быть «сильным лидером», как Путин, который плевал на законы. Но он становится Януковичем и получит свой Майдан» . Невзлин прекрасно понимает, что израильский Майдан – это вполне реальный инструмент свержения законной власти в Израиле. Из описанной выше ситуации применения майданных технологий на фоне радикальной русофобии со стороны «политических украинцев» следует сделать несколько выводов:
Ситуация с "политическим украинством" в Израиле — это серьезная и неоднозначная проблема, которая может иметь далеко идущие последствия для израильского общества и государства.
В целом, "политическое украинство", особенно в его радикальных, агрессивных формах, несет в себе значительные риски раскола и дестабилизации израильского общества и государства. Превращение Израиля в поле битвы внешних сил крайне опасно.

Полагаю, государственным органам и гражданскому обществу Израиля стоит очень внимательно и серьезно отнестись к этому феномену, тщательно исследовать его природу, инструменты, источники финансирования, связи с зарубежьем. И при необходимости принимать меры для защиты национальных интересов и безопасности с помощью правовых и демократических механизмов.

Страны: 
Эксперты: