НОВЫЕ ГОСУДАРСТВА КАК РЕЗУЛЬТАТ ПАНДЕМИИ?

Столкновение существующих государственных структур с пандемией и ее последствиями (экономическими, социальными, психологическими) будет неизбежно приводить к интенсификации поисков новых форм правления, а возможно и новых территориальных образований.

Именно такой процесс можно наблюдать сейчас в США. Волна регионализмов и потенциальных сепаратизмов началась с Калифорнии.

Идея выхода штата Калифорния из состава США не новая. Демографический, экономический, географический и технологический уровень развития данной территории более чем достаточный для самостоятельного существования в качестве отдельного государства.

Калифорния почти никогда не сумела построить независимых государственных структур. Единственным исключением является короткий период времен американо-мексиканской войны. В июне 1846 года группа американских колонистов заняла военную базу Сонома на территории мексиканского штата Верхняя Калифорния. Несколько десятков человек, которые отказались подчинятся мексиканским властям, провозгласили независимость Республики Калифорния. Вскоре в Соному прибыли американские войска и в итоге калифорнийское государство просуществовало всего 25 дней. Поэтому, в отличие от многих других сепаратистских движений в США, у калифорнийцев отсутствует возможность ссылаться на исторические корни государственности. Однако, даже неполного месяца чисто формальной независимости – кстати в виде непризнанного государства – хватило для разработки символов суверенитета, в т.ч. республиканского флага, который используется и современными сторонниками независимости Калифорнии.

Демографически Калифорния самый населенный из штатов с населением почти 40 миллионов. В итоге калифорнийцы могли бы стать 36-ом государством мира по количеству жителей / граждан. При этом, конечно, про калифорнийский народ в этническом смысле говорить не приходится, но культурные, политические и ценностные особенности штата довольно сильно отличают его население от остальных субъектов Северной Америки. Еще более выразительный экономический фактор позволяющий на большой уровень самодостаточности Калифорнии, которая в случае провозглашения независимости стала бы 5-ой самой большой экономикой мира по ВВП. Географически и геополитически калифорнийское государство имеет потенциал стать важным игроком в Северной Америке и всем Тихоокеанском регионе.

Продвижением идеи независимой Калифорнии занималось несколько разных организованных структур. Одной из последних стало движение «Yes California» призывающие к проведению референдума по Калэкзиту. Кампанию возглавил Люис Маринелли, требуя проведения первого референдума осенью 2020 года. Уроженец Нью Йорка ныне проживающий в России, Маринелли сравнивал присоединение Калифорнии к США с аннексией Вашингтоном Гавайских островов.

Программа сепаратистского движения была основана на нескольких пунктах, из которых в качестве самих главных можно выделить политические (убеждение об отсутствии политического веса штата в США, новый подход к миграционной политике), военные (избежание последствий военных авантюр Вашингтона), экономические (другой подход к международным торговым соглашениям, несправедливое распределение налоговых взносов – калифорнийцы субсидируют федеральный бюджет, передача имущества и ресурсов штата, из которых почти половина сейчас находится под контролем федерального центра), экологические (развитие возобновляемых источников энергии) и социальные (развитие бесплатной системы образования). Но то, что сейчас самое актуальное, это вопрос системы здравоохранения. Калифорнийские сепаратисты последовательно требовали образования общедоступной, бесплатной и обязательной для всех системы медицинских страхований, призывали к воссозданию сети бесплатных больниц, клиник и других медучреждений.

«California Yes» произносила лозунги, рассчитывая на положительный отклик жителей штата, несомненно прежде исследовав социальные и политические настроения в регионе. Все, что было понятным вчера для лишь меньшинства калифорнийцев, сегодня понимают почти все. Провал неолиберальной модели системы здравоохранения наглядно иллюстрирован ситуацией с пандемией коронавируса в США. Очередные заявления нелюбимого калифорнийцами Дональда Трампа только усугубили недоверье к федеральному центру. При этом на тот раз призывы к провозглашению независимой Калифорнии не ограничиваются к относительно узким кругам диссидентов и антисистемной оппозиции.

На фоне эпидемической катастрофы в Америке о Калифорнии как «национальном государстве» (nation state) заговорил сам губернатор штата Гэвин Нюсом. Нюсом, представитель Демократической партии и ярый противник Трампа, объявил, что калифорнийские власти будут проводить собственную, независимую от Вашингтона стратегию борьбы с коронавирусной пандемией. По его мнению, федеральный центр не справляется с элементарными вопросами в области планирования и здравоохранения. Губернатор намекает и на то, что Калифорния будет проводить свою собственную внешнеэкономическую политику, оказывая помощь не только другим американским штатам, но и другим государствам. Вскоре Нюсом инициировал еще и «западный пакт», как формат взаимодействия штатов Западного побережья. Кстати у северо-западных штатов есть свои традиции сепаратизма: идея создания Каскадии. Пока штаты Нью Йорк и Орегон присоединились к Калифорнии, создавая коалицию по борьбе с эпидемией и последствиями экономического кризиса, не оглядываясь на федеральный центр.

Нюсом утверждает, что Калифорния является «самим не Трамповским штатом Америки». Судя по политическим настроениям калифорнийцев и результатам выборов в штате, он прав. Возможно, Нюсом планирует политическую карьеру федерального уровня, используя губернаторский статус в рамках определенной политической стратегии демократов. Однако, несмотря на настоящие поставлены перед ним задачи, можно с уверенностью прогнозировать, что его заявления и инициативы будут способствовать росту значения и политического веса калифорнийского сепаратизма. Если во главе этого течения не станет Нюсом, за независимость Калифорнии будут выступать другие политические силы. Коронавирус стимулирует внутренние центробежные силы и процессы.

Страны: