В Польше, кроме борьбы с коронавирусом, продолжается еще формально избирательная кампания. На сколько вообще возможно проводить выборы во время пандемии, принудительной самоизоляции и общенародного карантина – непонятно. Оппозиция считает, что другого выхода как перенос голосования нет. Правящая партия заверяет, что выборы президента намечены на 10 мая состоятся в обычном режиме.
С проблемой в условиях пандемии сталкиваются все. В подавляющим большинстве случаев были уже приняты решения перенести выборы и референдумы на более поздний, неопределенный из за непредсказуемости развития событий срок. В России решением президента Владимира Путина был перенесен день голосования по конституционным поправкам, перенесен швейцарский федеральный референдум, референдум по поводу изменений избирательной системы перенесли – пока на август – власти Фолклендских островов. Выборы были перенесены в Боливии (президентские и парламентские), Сирии (парламентские), Македонии (парламентские), отменено также местные выборы во Франции, Италии и Испании. Польша откладывает решение. Впрочем, все происходящие стоит рассматривать с юридической, политической и социальной точек зрения.
Юридически, получается, что не только Польша, но и большинство стран Европы совершенно не готовы к столкновению с пандемией. Отсутствует законодательство позволяющие действовать основным институтам (законодательным, исполнительным, судебным) государственной власти. Особенно четко можно это наблюдать на примере тех стран, в которых во время коронавируса планировалось провести выборы. Среди них Польша, по нескольким причинам особенный случай.
Польское правительство, вопреки призывам юристов и экспертов, не решилось ввести определенное в конституции чрезвычайное положение (в польской системе предусмотрены три вида ЧП – военное положение, чрезвычайное положение и положение вызванное стихийном бедствием). Именно введение ЧП позволяет законно перенести выборы; во всех остальных случаях законодательство обязывает органы власти всех уровней организовать и проводить голосование. Тем временем, избирательные процедуры предусмотрены действующим избирательным кодексом не учитывают возможности проведения выборов в условиях эпидемии. Для организации голосования необходимо собрать 300 тыс. человек согласных работать на избирательных участках разных уровней.
В условиях карантина, самоизоляции и мер связанных с введенным правительством «эпидемиологическим положением», собрать и подготовить членов комиссии становится нереальным. Дистанционные обучение желающих подработать на участках тоже не получится, учитывая в т.ч. пожилой возраст и отсутствие знания коммуникационных технологии у большинства из них. Голосования на дому избирательное законодательство не предусматривает. Можно конечно ввести изменения в действующий закон, но Конституционный суд уже давно определил, что любые корректировки этого закона могут вводится не позже как 6 месяцев до дня голосования. Организация выборов в нынешних условиях может в итоге привести к массовым протестам, которые придется рассматривать Верховному суду, и в последствии к возможному не признанию легитимности всего избирательного процесса.
Возможный перенос выборов повлечет за собой другие последствия. Скорее все процедуры необходимо будет повторять с нуля, как утверждает бывший глава Государственной избирательной комиссии Польши Войцех Хермелинский. Однако, тогда возникает вопрос, что сделать со средствами потраченными кандидатами во время отмененной предвыборной кампании? Все эти вопросы можно решить исключительно, используя конституционный режим ЧП, позволяющий заморозить все процедуры и вернутся к ним только после отмены данного положения. Польша, с точки зрения правовой системы является на фоне других стран Европы особенным случаем. С 2015 года ее политическая система стремительно приближается к специфической модели центральноевропейского авторитарного режима. Характеризующие правящую партию «Право и справедливость» отношение к закону и к стандартам правового государства оставляет желать лучшего. Оно уже многократно за последние 4 года ставало предметом обсуждения институтов ЕС, Совета Европы и международного сообщества в целом. Поведение партии Ярослава Качиньского во время эпидемии коронавируса наглядно демонстрирует, что руководство страны последовательно воспринимает закон, как лишний барьер на пути к удержанию власти. Идеологически, многие из более образованных представители правящих кругов ссылаются на подход теоретика-юриста Третьего рейха Карла Шмитта. С точки зрения основных юридических теории Польша превращается в «государство ЧП», поэтому вводить формально ЧП, по мнению правящих кругов, необязательно.
Отказ от переноса выборов также обусловлен политическим фактором. Единственным игроком способным в условиях эпидемии заниматься ежедневно избирательной кампанией является действующий глава государства Анджей Дуда. Будучи кандидатом правящей партии, несмотря на отсутствие компетентности и полномочий в этой области, Дуда использует административный и медийный ресурс, пытаясь выступать в качестве одного из лидеров борьбы против коронавируса. Посещает районные центры (в отличие от российского президента не решается посещать больниц), выступает с обращениями, проводит заседания Совета национальной безопасности.
Тем временем, в силу эпидемиологических ограничений другие кандидаты лишены любых возможности заниматься предвыборной кампанией. Их присутствие в информационном поле сводиться к размещению в интернете записанных дома роликов видео. С точки зрения политической стратегии Качиньский прав: есть вероятность, что проведение выборов 10 мая последний шанс сохранить для своего партийного подчиненного президентский пост. Потом все станет сложнее, в силу протестных настроений связанных с неизбежным экономическим кризисом.
Социальные настроения во время эпидемии отдельная тема, но стоит отметить, что как правило на первом этапе столь неожиданного и ранее неизвестного кризиса растут мобилизационные показатели, действует лозунг объединения всех вокруг государственного руководства, даже если это руководство не олицетворяет национальный лидер, а полностью лишенные харизмы партийные активисты. Уже через пару месяцев появится – в этим не сомневаются социологи – моральная усталость, раздраженность и психологическая перегруженность. Мобилизационный момент исчезнет, а к власти появятся вопросы и требования.
В этих условиях у Качиньского есть два варианта: 1) сохранение поста президента для Дуды путем рискованной избирательной операции 10 мая, с привлечением всего имеющегося административного ресурса и расчетом победы в первом туре; 2) решение о введении ЧП и перенос выборов на 2021 год, сопровождающиеся планированием полной отмены избирательных процедур и существенных изменении политической системы, ее полной реструктуризации в направлении авторитаризма. Все варианты приведут неизбежно к протестной волне, которая станет сильнейшим испытанием для системы созданной Качиньским и его внешними кураторами.