В конце апреля 2018 года в сети появилась информация о том, что в Белоруссии участились случаи, когда местных откровенно антироссийски настроенных общественно-политических и культурных деятелей стали финансировать из России. При этом речь идёт не только о небольших анонимных пожертвованиях, но и о весьма внушительных средствах, которые выделяются на поддержание выраженно русофобских проектов и авторов. Последним наиболее ярким примером такого парадокса стал сбор денег на издание полного белорусскоязычного собрания сочинений Светланы Алексиевич «Голоса Утопии». За несколько месяцев краудфандинговая компания собрала в пять раз больше, чем требовалось, а к ней присоединились 660 человек, которые в общей сложности пожертвовали 231 942 белорусских рубля (около $ 115 500), хотя изначально организаторы планировали собрать всего 40 000 бел. руб (около $ 20 000).
Белорусская оппозиция, а также различные националистически настроенные сайты (например, «Наша Нива») буквально взорвались от восторга, так как такое количество средств на белорусской площадке еще не собирал никто: до этого наибольшей собранной суммой было $ 83 577 на Kickstarter для белорусской видеоигры «Легенды Айзенвальда». После чего в белорусском сегменте Интернета появились многочисленные заявления о том, что белорусы таким образом продемонстрировали России свою национальную гордость и независимость. Однако у пророссийски настроенных общественных деятелей и экспертов эта новость не вызвала оптимизма, так как оказалось, что самую большую часть денег — 150 000 бел рублей (около $ 75 000) — пожертвовали «Белгазпромбанк» и центр «Новая культурная инициатива». Еще по $ 3 000 дали магазины Symbal.by (торгует вещами с национальной символикой) и Biblio.by (интернет-магазин книг). Еще около $ 4 500 дала белорусская «Академкнига» и $ 5 500 анонимный жертвователь, которые заказали крупнейшие оптовые партии. Остальные «сознательные» граждане Белоруссии в общей сложности собрали чуть более $ 23 000. В данном случае необходимо отметить, что, исходя из сбора средств, всенародная любовь к госпоже Алексиевич так и не пришла, даже несмотря на то, что в 2015 году она стала первым белорусским лауреатом Нобелевской премии за «многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время».
Основной интерес к произошедшему заключается в том, что «Белгазпромбанк» фактически принадлежит российскому «Газпрому» — 99,82% акций. Остальные 0,18% находятся в руках министерства энергетики Белоруссии. При этом заявления некоторых аналитиков о том, что различные покупки и пожертвования можно делать и за счёт прибыли миноритарных акционеров из Белоруссии, не выдерживают серьезной критики не только в связи с правилами, существующими в управлении банком, но и официальной позиции данного финансового учреждения. Так, еще 1 марта 2018 года пресс-служба «Белгазпромбанка» заявила, что «поддержит издание книг нобелевского лауреата Светланы Алексиевич на белорусском языке в рамках краудфандинговой компании на „Улье“ (официальным партнером „Улья“ как раз и является „Белгазпромбанк“ — EADaily). и разместит заказ на изготовление дополнительного тиража уникального пятитомного издания, который будет безвозмездно передан в книжные фонды всех областных и районных библиотек Белоруссии». Объяснялось это тем, что «реализация данного проекта дает нам шанс не повторять ошибок прошлых лет, когда лауреаты Нобелевской премии по литературе были не признаваемы и осуждаемы в родной стране, а в следующем поколении перед ними каялись и их работы включались в школьные программы (Бунин, Пастернак, Солженицын, Бродский)». Более того, «Белгазпромбанк» в рамках поддержки проекта #NobelNaMove планировал в марте — апреле «организовать и провести в каждом областном центре Белоруссии открытые творческие встречи с нобелевским лауреатом Светланой Алексиевич». Таким образом, поддержка белорусской писательницы не была идеей министерства энергетики Белоруссии, а являлась абсолютно выверенной и спланированной акцией самого банка.
Проблема в данном случае заключается в том, что г-жа Алексиевич никогда не питала особой любви к России и всему, что с ней связано. В ее многочисленных выступлениях прошлых и нынешних лет можно было часто услышать, что Россия — это яма, «бездна, которая обладает ядерным оружием, сумасшедшими геополитическими идеями и не владеет понятиями о международном праве», что постсоветским странам требуется дерусификация, Русская православная церковь превратилась в «орган власти и контроля, который воспитывает рабов», и многое другое. Сегодня вряд ли кто-то может отрицать то, что Алексиевич является открытой русофобкой, хотя и пишет на русском языке, а теперь еще и готова брать деньги от банка с российским капиталом. По логике, она должна отказаться от помощи «Белгазпромбанка», тем более, что оставшейся суммы должно хватить на то, чтобы перевести ее произведения с, как говорят националисты, «языка оккупантов» на белорусский. Впрочем, сегодня высказываются предположения о том, что «Белгазпромбанк» специально решил выкупить значительную часть тиража будущего пятитомника, чтобы «распорядиться» им по собственному усмотрению.
Интересен тот факт, что нынешняя позиция белорусского банка, подконтрольного «Газпрому» — далеко не единственное доказательство безалаберной политики России в Белоруссии. За последние годы в республике появлялось немалое количество историй, когда за российские средства (зачастую выделяемые из бюджета) в стране содержались и продолжают содержаться откровенно русофобские проекты. Например, несколько лет назад стало известно, что российскому капиталу принадлежат такие белорусские СМИ, как «БелГазета», «Комсомольская правда в Белоруссии», «Аргументы и Факты в Белоруссии» и т. п., где в последние несколько лет все чаще стали публиковаться вполне откровенные выпады против России и ее политики. Российский бизнес стоял у истоков одного из крупнейших белорусских издательств «Харвест», которое известно тем, что издает у себя откровенно националистическую литературу русофобского характера.
Особый интерес в сложившейся ситуации вызывает деятельность СМИ в Белоруссии, значительная часть из которых так или иначе финансируется из российского бюджета. Например, новостное агентство «Sputnik», которое формально призвано выражать интересы российского государства, а на деле даже не собирающееся работать в этом направлении. Напомним, на территории Белоруссии корреспондентский пункт данного международного информационного агентства был официально открыт в конце 2014 года под именем «Sputnik Беларусь». На страницах портала сходу начали появляться материалы, авторы которых отнюдь не отличаются пророссийскими взглядами (например, Арсений Сивицкий, который неоднократно заявлял о России как об угрозе для суверенитета Белоруссии), или интервью с известными в республике русофобами (той же Светланой Алексиевич или бывшим вокалистом группы «Ляпис Трубецкой» Сергеем Михалком). В то же время, на сайте «Спутника» практически не рассказывается о деятельности организаций российских соотечественников, там не публикуется аналитика независимых пророссийских экспертов, и т. д. Портал фактически сразу стал не только очередным рупором белорусского госагитпропа, но и его оппонентов, мечтающим о «белорусизации».
Необходимо отметить, что схожая ситуация характерна и для большинства СМИ, работающих в Белоруссии от имени России или под брендом российских компаний. Если проследить за работой различного рода телеканалов и печатных изданий, то вырисовывается ситуация, при которой едва ли не все действующие в Белоруссии российские издания в той или иной степени участвуют в продвижении идей местных русофобов. Например, издание «КП в Белоруссии» регулярно пишет о действиях прозападной оппозиции, освещает их мероприятия в основном с положительной стороны, даже несмотря на то, что они носят явно антироссийский характер («День воли», «День белорусской воинской славы», акции местных националистов и т. п.)
Конечно, нельзя сказать, что поддержка русофобии в Белоруссии сегодня имеет массовый характер. Белорусское общество по-прежнему остается невосприимчивым к «воззваниям» различного рода националистов и их организаций. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что новость о переиздании книг Алексиевич у простых белорусов сначала вызвала волну недоумения (почему она не хочет потратить часть награды от Нобелевского комитета), а затем утонула в море насущных проблем, оставив небезучастными лишь 660 человек из 9,5 млн населения страны. Однако учитывая абсолютное бездействие российского посольства в Белоруссии, отсутствие в республике пророссийского лобби (многие считают, что в отношении Минска это не нужно), а также прямое или косвенное финансирование со стороны России представителей антироссийски настроенной части общества, нельзя сомневаться в том, что русофобия в республике будет развиваться и дальше.
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2018/05/06/belorussiya-rusofobiya-na-rossiys...