Неизбежность появления новой «большой коалиции» раскалывает левоцентристскую оппозицию в ФРГ
Политический кризис, в котором Германия пребывает из-за того, что у Ангелы Меркель никак не получается создать коалицию по итогам сентябрьских выборов в бундестаг, привел к расколу в стане социал-демократов.
Пока одни партийцы во главе с лидером СДПГ Мартином Шульцем продолжают открещиваться от создания новой «большой коалиции» с консерваторами Меркель, другие агитируют за возрождение союза со старыми партнерами, считая это единственным способом избежать перевыборов. Главной жертвой внутрипартийных споров может стать сам господин Шульц: ему либо предстоит пойти наперекор своим принципам и смириться с неизбежностью союза с блоком Меркель ХДС/ХСС, либо подать в отставку с поста лидера СДПГ, отметили в беседе с «Известиями» представители ряда немецких партий.
Призрак «большой коалиции»
Строго говоря, ни одна из сторон предполагаемой «большой коалиции» (блок ХДС/ХСС Ангелы Меркель и социал-демократов во главе с Мартином Шульцем) официально не предлагала другой объединиться. С прошлой недели вслед за провалом длившихся не одну неделю переговоров по созданию совсем другой коалиции (так называемой Ямайки в составе ХДС/ХСС, партии «Свободные демократы» и «зеленых») эта опция, по сути, осталась единственным способом для Германии избежать досрочных выборов.
— Идея новых выборов страшит СДПГ тем, что она может потерять еще больше голосов. И потом деньги на кампанию уже потрачены немалые, а понимания, как надо будет выстраивать новую кампанию, нет. Поэтому для нее новые выборы — та вещь, которой она хочет избежать больше всего, куда больше, чем вступления в «большую коалицию», — сказал немецкий эксперт «Известиям».
Один из тех, кто считает такой «красно-черный» союз неизбежным в условиях нынешнего политического тупика, — президент Германии и видный член СДПГ Франк-Вальтер Штайнмайер. За его последовательное желание свести политические силы, уже правившие в тандеме с 2013 по 2017 год, СМИ даже окрестили президента «адвокатом демократии».
И, похоже, его дар убеждения начал срабатывать. В конце прошлой недели после восьмичасовых внутрипартийных переговоров из СДПГ зазвучали голоса о том, что союз с ХДС «не так уж и невозможен». А позже и сам Штайнмайер анонсировал личную встречу Ангелы Меркель и Мартина Шульца, которая предварительно намечена на 27–28 ноября.
Один из собеседников «Известий» в парламентских кругах ФРГ при этом отметил, что, если такие переговоры с ХДС начнутся, их повестка будет касаться преимущественно внутренних социальных вопросов.
Позитивный настрой на возобновление союза с СДПГ выражают и сами христианские демократы. На днях лидер фракции ХДС в бундестаге Волкер Каудер отметил, что на основных партиях, которые доминировали на протяжении всей истории ФРГ, лежит «особая ответственность по обеспечению страны хорошим правительством по итогам выборов».
Правительство меньшинства: pro et contra
Между тем демонстрируемый настрой некоторых членов СПДГ на диалог с бывшими партнерами резко контрастирует с позицией, которую занимает лидер партии Мартин Шульц. Идя на выборы, сразу после них и вслед за провалом «Ямайки», он четко и однозначно высказывался против такой коалиции.
В минувшую пятницу по итогам переговоров с президентом Штайнмайером СМИ сообщили: максимум, на что готов согласиться Шульц, — поддержка его партией правительства меньшинства без вступления в официальный коалиционный союз.
— Многие в СДПГ за то, чтобы поддерживать правительство меньшинства, это даст партии определенную власть без последующих обвинений за политические меры, которые могут провалиться, — отметил Михаэль Вольгемут.
Кроме того, многие социал-демократы считают, что именно опыт предыдущей коалиции с консерваторами привел к разочарованию избирателей левыми. А значит — продолжение этого непопулярного союза чревато дальнейшим падением доверия к партии. Многим в ней неуютно и от того факта, что в случае создания новой «большой коалиции» крупнейшей оппозиционной силой в парламенте автоматически станет «Альтернатива для Германии», финишировавшая на выборах с третьим результатом.
С другой стороны, кабинет меньшинства, которого у Германии никогда не было на федеральном уровне, подорвет уверенность в надежности и устойчивости немецкого правительства в Европе. Именно поэтому такой кабинет не устраивает ни госпожу Меркель, ни ее потенциальных младших партнеров — «зеленых», уже отказавшихся формировать правительство меньшинства.
Дилемма Шульца
На фоне разброда и шатаний в стане социал-демократов немецкие СМИ начали спекулировать на тему возможной отставки с поста лидера партии Мартина Шульца.
— Шульц преждевременно заявил о переходе партии в оппозицию, тем самым он фактически сжег мосты между СДПГ и ХДС/ХСС. Поэтому в немецком истеблишменте открыто и говорят, что для выхода из нынешнего клинча от него надо избавиться, — сказал «Известиям» источник в партии Меркель.
Михаэль Вольгемут считает, что после победы на внутрипартийных праймериз, где кандидатура Мартина Шульца была поддержана 100 процентами голосов, партия не сможет взять и просто так «выкинуть его» спустя всего восемь месяцев. Скорее он уйдет сам, если решит быть принципиальным до конца.
— Шансы, что Шульц уйдет, есть, но они невелики. Президент Штайнмайер уже смягчил оппозицию Шульца «большой коалиции». Думаю, в течение ближайших недель мы станем свидетелями начала коалиционных переговоров между СДПГ и ХДС/ХСС. А Шульцу придется адаптироваться к этой ситуации, чтобы политически выжить, — заметил в беседе с «Известиями» депутат «Альтернативы для Германии» Маркус Фронмайер.
Решится ли Мартин Шульц наступить на горло собственной песне или его «уйдут» за бескомпромиссность, станет яснее после 7 декабря — на этот день намечен всеобщий съезд СДПГ. Он продлится три дня, и, среди прочего, там обсудят, кто будет дальше управлять партией.
Если Мартин Шульц всё же примет решение об отставке, преемников у него будет не так много. По информации источника «Известий» в ХДС, на эту роль претендует Андреа Налес, министр труда в третьем кабинете Меркель, а ныне — глава фракции социал-демократов в парламенте. Но в качестве самого вероятного кандидата говорят об Олафе Шольце — мэре Гамбурга. При этом, как пояснили «Известиям» собеседники в партии, и Налес, и Шольц — не самые горячие приверженцы идеи «большой коалиции». К ним относится только Зигмар Габриель, экс-глава партии, а ныне — министр иностранных дел. Но он сам, похоже, в руководство партии возвращаться не хочет, скорее претендуя на то, чтобы сохранить за собой кресло главы внешнеполитического ведомства.
https://iz.ru/675075/nataliia-portiakova-evgeniia-pimenova-tatiana-baiko...