Выход на оппозицию

Чем интересны прошедшие муниципальные выборы

Выборы представителей муниципальных органов в Москве обернулись неудачей для парламентской оппозиции. Коммунисты еще в преддверии единого дня голосования заявляли об обилии нарушений в ходе кампании. Однако, если бы они имели место быть, вряд ли либеральной внесистемной оппозиции удалось бы завоевать второй результат. Подробнее о тех тенденциях, которые обозначились по итогам столичной муниципальной кампании, информирует портал iz.ru.

Подход — не мешать

По итогам единого дня голосования, выпавшего в этом году на 10 сентября, в Москве будет распределено более 1,5 тыс. мандатов депутатов представительных органов в 125 районах. По предварительным данным столичной избирательной комиссии, абсолютное большинство (в сумме 1154 мандатов) получает «Единая Россия». А вот второе место досталось — нет, не КПРФ, как обычно происходит, — а партии «Яблоко».

Либеральная оппозиция привлекла колоссальные ресурсы для привлечения внимания к этой кампании, отмечает политолог Алексей Мартынов. На их интересы, в частности, работали такие медийные личности, как главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов. На фоне этого, как отмечает собеседник, разговоры о недостаточной информированности москвичей об избирательной кампании смотрелись «очень забавно». И это даже если не учитывать того, что муниципальные выборы априори интересуют только людей непосредственно на местах, а в масштабах муниципалитета — это в лучшем случае район.

По итогам этой кампании стало очевидно, что на протяжении нескольких лет разыгрываемая внесистемной оппозицией карта «нам мешают, а если бы не…» крайне сомнительна.

«Безусловно, такой подход: а) не мешать, б) дать возможность проявить себя в полном объеме перед своими избирателями или, самое главное, перед всей страной — очень правильный», — говорит Мартынов. Однако «теперь мы видим, сколько они в состоянии получить при мобилизации всего федерального ресурса» на уровне контроллеров за управдомами в Москве.

Столичные муниципальные выборы показали ресурсы, силы оппозиции, которые она направила на кампанию, и «выяснилось, она совершенно нестрашная»: «Посмотрим, как они будут работать. Это вполне конкретная работа — ремонты подъездов, благоустройство территорий, общение с людьми».

Кто есть кто

Корректировка избирательного законодательства в части ужесточения за нарушения на выборах повлекла снижение числа нарушений на выборах, отмечали опрошенные порталом iz.ru эксперты. Большинство жалоб, которые поступали во время голосования, были связаны с надомным голосованием, заявлял председатель Мосгордумы Алексей Шапошников. «Но если мы возьмем статистику, то увидим, что в 2012 году было 157 тыс. заявлений на надомное голосование, в этом году — в два раза меньше», — подчеркивал он. Из 89 нарушений, например, подтвердились лишь 11, приводил также данные Шапошников.

В условиях честной борьбы партии власти удалось улучшить свой результат по сравнению с предыдущей кампанией. Секретарь генерального совета «Единой России», спикер Госдумы Сергей Неверов положительно оценил итоги. Да, в некоторых районах единороссы не смогли получить большинства, а где-то и вовсе остались без мандатов, но это не повод кого-то наказывать. Тем более что абсолютное большинство — в руках ЕР.

В отличие от других федеральных политических движений, она занималась политической работой. «Кто работал, кто ходил по квартирам, общался во дворах, пытался как-то заинтересовать, тот и получил результат. А кто не делал ничего и пытался устраивать акции по дискредитации избирательной системы и шантажу власти, тот не получил ничего», — подчеркивает Мартынов.

В частности, КПРФ, заранее устраивавшая скандалы вокруг московских выборов, потеряла около 200 мандатов. Теперь в представительских столичных органах у нее будет 43 места. Председатель Мосгоризбиркома подчеркивал, что, несмотря на заявления о нечестности выборов, ни один из прошедших в муниципальные депутаты коммунистов не отказался от мандата. Он также заявлял, что кандидаты от КПРФ не воспользовались предоставленными возможностями для встречи с избирателями. Всего они могли бы провести 14 тыс. мероприятий, а в итоге ограничились 1 тыс.

Московское отделение КПРФ наряду с лидером ЛДПР Владимиром Жириновским (его партия, по предварительным данным, получает в Москве четыре мандата) обрушилось с критикой на столичную избирательную комиссию. А потом и вовсе переключили внимание друг на друга: 11 сентября Жириновский пообещал «закопать» КПРФ и ее бессменного лидера Геннадия Зюганова.

Не только в Москве, но и в целом по России качественную предвыборную кампанию смогла организовать только ЕР, считает Мартынов. По его мнению, другие партии с федеральным статусом особо не тратили на политическую борьбу не сил, ни финансовых ресурсов. Единый день голосования выявил тенденцию, которую можно условно назвать «деградацией старых политических брендов». Парламентские партии комфортно чувствует себя в своей нише, при этом получая государственное финансирование.

«Конечно, это нездоровая ситуация. Назвать это нормальным политическим процессом нельзя», — подчеркивает Мартынов и не исключает, что в ближайшие годы российская политика может пополниться новой партией, которая в действительности сможет подтвердить свой статус, участвуя несколько лет подряд в выборах разных уровней.

Директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов отмечал в беседе с iz,ru, что партия «Яблоко» смогла восстановить свое влияние после того, как в 2009 году практически покинула политический процесс в Москве. Как она проявит себя в реальной будничной работе, покажет время.

Новый босс в оппозиции

Результаты итогов этих сентябрьских выборов могут изменить расклад не только в общероссийской парламентской системе, но и внутри так называемой внесистемной оппозиции. Хотя партия «Яблоко» благодаря своему результату, по сути, смогла выйти в разряд системной, пусть и на муниципальном уровне, отмечает Мартынов.

Однако в перспективе дальнейших избирательных кампаний речь идет не только об условной команде «Гудков–Кац», которая и вывела на эти муниципальные выборы 1 тыс. человек. Борьба велась с прицелом, в частности, на выборы мэра в 2018 году. Оппозиция, по предварительным данным, не смогла взять необходимое для прохождения муниципального фильтра количество голосов. Однако в борьбе за влияние внутри блока внесистемной оппозиции, к которой относят и сторонников основателя Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального, заработала себе очки наперед. Фактически сторонники Гудкова благодаря обеспеченной ЦИКом прозрачности выборов, вывели своего неформального лидера на главное в оппозиционной среде место: теперь штаб состоит из политиков, которые прошли муниципальную кампанию и сделали себе имя именно на защите интересов москвичей.

Политолог Алексей Мартынов отмечает, что московская кампания была, по сути, выстроена вокруг экс-депутата Дмитрия Гудкова и в дальнейшем эта тенденция может сохраниться. У него хорошие связи, в частности, в США, и это дает ему фору и финансовую подпитку в борьбе. А теперь в числе преимуществ — реальные результаты.

https://iz.ru/644876/ekaterina-khitrova/vykhod-na-oppozitciiu

Проекты: