Авторская программа «Экспертиза». "Парламентские выборы в Молдавии"

Какие политические силы борются за власть в Молдавии? Каковы прогнозы итогов выборов? Сможет ли страна преодолеть внутренний политический раскол? В чем специфика самопровозглашенных государств, как на постсоветском пространстве, так и, в целом, на карте мира?

Гости программы "Экспертиза"

в студии:

Алексей Анатольевич Мартынов - руководитель Международного института Новейших государств;

по телефону:

Марк Евгеньевич Ткачук - член политисполкома Партии коммунистов Республики Молдова, депутат парламента Молдовы, кандидат в депутаты от Партии коммунистов Республики Молдова;

Мохамед Фадель Али Салем - уполномоченный представитель фронта Полисарио (Западная Сахара).

Ведущий – Максим Шалыгин.

Шалыгин: Здравствуйте, друзья! Главная тема нашей программы - Республика Молдова. В ближайшие выходные там пройдут очередные и внеочередные парламентские выборы. Последует ли следующий раунд, следующая серия - остается только гадать. Потому что Молдавия, по моему глубокому убеждению, как и многие страны победивших и полупобедивших цветных и полуцветных революций (то же самое, только в профиль), имеет достаточно сомнительное политическое будущее в смысле устойчивости.

Такое политическое варево. Вечно кипящий бульон из политиков, лозунгов, финансовых потоков и всевозможных наслоений, которые безрезультатны. Насколько я справедлив в своих предположениях, давайте выяснять у нашего главного эксперта Алексея Мартынова, директора Международного института Новейших государств. Насколько это так?

Мартынов: В определенном смысле вы правы. За истекший год с предыдущих досрочных парламентских выборов в Молдавии, к сожалению, мало что изменилось.

Шалыгин: Вначале крупный вопрос: насколько ситуация на постсоветском пространстве исключительна в сравнении с другими государствами, другими региональными конфликтами на планете?

Мартынов: Не вполне корректное сравнение и параллели.

Шалыгин: Но ведь есть же спорные территории, непризнанные государства в других уголках земного шара.

Мартынов: В этом смысле, по большому счету, спорные территории, или непризнанные, или вновь признанные, или новейшие государства на постсоветском пространстве находятся совершенно в тех же, я бы так выразился, временных и методологических условиях, что и остальные похожие истории во всем мире.

Шалыгин: И инструментарий внешних игроков примерно одинаков?

Мартынов: Конечно. Собственно, все эти новые государственные образования, самопровозглашенные и непризнанные, самопровозглашенные и признанные, частично признанные, полупризнанные, возникли в результате двух серьезных геополитических катаклизмов. Первая волна - это крах колониальной системы и деколонизация. И вторая (слегка, на десятилетия, разошедшийся по времени второй катаклизм) - это большой крах Советского Союза.

Развал большой советской страны тоже можно назвать деколонизацией в определенном смысле. Хотя, конечно, эти страны не были колониями России. Они были равноправными частями большой страны. Но, тем не менее, эти два обстоятельства - крах колониальной системы и крах Советского Союза - породили такое явление, как возникновение новейших государств на политической карте мира.

Шалыгин: Я хочу утвердить одну мысль (можете отнестись к ней критично), что ситуация на постсоветском пространстве не является чем-то очень исключительным с точки зрения мировой политики. Всегда при распаде империи есть внешние игроки, будь то территории, осваиваемые путем походов, как российское государство - Средняя Азия, Украина, европейская часть, Кавказ. И есть колониальная система: Франция - Алжир и Великобритания с колониями. Технологии внешних игроков, которые всегда появляются поучаствовать в регионе, примерно одни и те же?

Мартынов: Конечно, политические процессы во всем мире развиваются по одним, если так можно выразиться, лекалам. То есть, каждому времени - своя методология. И эта методология не ограничивается регионом или континентом. Как правило, эта методология обусловлена временным фактором. То есть, в этом столетии это происходит так.

Шалыгин: Но при этом у человека очень короткая память. Поэтому ситуация на постсоветском пространстве смотрится как нечто исключительное. Хотя на политической карте мира есть территория, которая окружена колоссальным количеством споров внешних политических сил. Вам хорошо известна эта территория - Западная Сахара.

Мартынов: Да, Сахарская Арабская Демократическая Республика (САДР).

Шалыгин:У нас на связи по телефону Мохамед Фадель Али Салем, уполномоченный представитель фронта Полисарио Западной Сахары. И также Алексей Мартынов, руководитель российского Международного института Новейших государств. Уверен, вы знакомы. Мохамед Фадель, скажите, пожалуйста, на карте мира ваша страна появилась примерно в восьмидесятых годах?

Мохамед Фадель Али Салем: Если точно, то 27 февраля 1976 года.

Шалыгин: И усилиями вооруженной партизанской борьбы вы обеспечили себе государственность?

Мохамед Фадель Али Салем: Да. Потому что, по международному праву, исторически Испания является административной метрополией. Испания просто отказалась от своих обязанностей, ушла. Конечно, были претензии, и нашу страну разбили на две части. История понятна всем.

Шалыгин: Я хотел бы представить нашей аудитории географию. Западная Сахара - это Северо-западная Африка, на западе омывается Атлантическим океаном, граничит на севере с Марокко и Алжиром, на востоке и юге - с Мавританией. Совсем недавно состоялись закрытие слушания в Совете Безопасности ООН. Насколько мне известно, несколько десятков государств в мире признали вас как суверенную страну. Верно?

Мохамед Фадель Али Салем: Если точно - 84.

Шалыгин: Это колоссально.

Мохамед Фадель Али Салем: Больше одной трети стран мира.

Шалыгин: Друзья мои, прошу вас дальше принимать наш разговор с учетом событий в Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье. Очень любопытное сравнение мировых политических процессов. Ведь ООН вам уже двадцать лет обещает проведение независимого референдума?

Мохамед Фадель Али Салем: Шестого сентября 1991 года был прекращен огонь в Западной Сахаре, чтобы они могли провести референдум в 1992 году. Этот процесс уже 20 лет никак не может завершиться.

Шалыгин: Двадцать лет мировое сообщество кормит вас обещаниями провести референдум и подтвердить вашу суверенную государственность в общепринятом международном праве. Объясните, пожалуйста, почему до сих пор нет референдума под эгидой ООН?

Мохамед Фадель Али Салем: Потому что нет устойчивой политики по решению этого вопроса. Просто большие державы, или силы мира, пока не готовы жертвовать, грубо говоря, своими интересами. В смысле, никто не хочет показать зубы в нашем регионе, кроме Франции. Страна хотя и не очень большая, но очень богата природными ресурсами. Вот в чем проблема.

Я хочу обратить ваше внимание на последние события, которые произошли в Западной Сахаре 8 ноября, когда разгромили палаточный лагерь, который был образован около столицы. Двадцать процентов населения живут у себя дома без работы, без образования, без ничего. А восемьдесят процентов населения - это переселенцы. Представьте, что это такое…

слушать всю программу:
http://rus.ruvr.ru/2010/11/26/35684450.html

Эксперты: