Как жители Сеула переживают кризис с КНДР
Несмотря на то что в последние дни градус риторики Пхеньяна и Вашингтона немного спал, многие жители Южной Кореи продолжают готовиться к худшему.
Весь информационный фон последних месяцев подводит людей к тому, что вот-вот может начаться ядерная война. Люди реагируют по-разному — кто-то готовит бункеры в собственных подвалах, закупает продовольствие и стремится уехать из столицы. Но есть и те, кто убежден, что всё скоро само собой разрешится и беспокоиться не о чем.
Сеульская домохозяйка Ким Хак Силь с самого утра занята необычными для нее хлопотами. Первым делом она отправилась на рынок Намдэмун, где в военной лавке купила шесть строительных касок, столько же респираторов с запасом фильтров и — большая удача — набор американских армейских сухпайков с маркировкой «не для продажи». Потом — поездка в ближайший супермаркет, под завязку заполнившая внушительного объема багажник ее внедорожника консервами, рисом, приправами и бутилированной водой. Там же она прикупила портативную газовую плитку, запас баллонов к ней, батарейки и свечи. На парковке возле дома ее встречает муж Ан Бён Хо, который как раз закончил генеральную уборку в подвале их дома и организовал там спальные места для всех членов семьи.
Эта южнокорейская семья, как и многие другие, готовится к ядерной войне, вести о приближении которой в стране в последние две недели звучат буквально из каждого утюга.
— Вообще-то мы давно привыкли к северокорейским угрозам, — говорит 50-летний Ан Бён Хо, руководитель отдела в одной из производственных компаний. — Разной интенсивности обострения на Корейском полуострове происходят как минимум раз в год, но такого накала страстей, как сейчас, если честно, я на своем веку не припоминаю. Честно говоря, не уверен, что погреб выдержит ядерный удар — мы живем прямо напротив американской военной базы Ёнсан, и это будет первое место, куда полетит северокорейская атомная бомба, — нервно усмехается он. — Но если обстрел будет из обычной артиллерии, шансы выжить у нас есть.
По данным открытых источников, на вооружении КНДР находится около 10,5 тыс. артиллерийских орудий и реактивных систем залпового огня, из которых около 8 тыс. сконцентрированы на границе с Югом. И как минимум половина из них нацелена на Сеул, расстояние до которого по прямой воздушной линии всего 24 км. Так что угрозы Севера превратить при желании вражескую столицу в «море огня» при необходимости могут быть реализованы в считаные минуты, и никакой атомной бомбы для этого не понадобится.
Ситуация вокруг северокорейской ракетно-ядерной программы накалилась до предела, к которому привел ряд острых заявлений со стороны Пхеньяна и Вашингтона. Недавно Дональд Трамп сказал журналистам, что КНДР не следует угрожать США, и обещал ответить на выпады «огнем и яростью, которых мир никогда не видывал». Вскоре агентство ЦТАК сообщило, что КНДР разрабатывает план пуска четырех ракет в направлении острова Гуам (США), которые должны пролететь над Японией и упасть в океан в 20 км от цели. Таким образом Пхеньян намерен продемонстрировать возможность нанесения превентивного удара по находящимся там американским военным объектам. В июле КНДР дважды провела испытания баллистических ракет, что вызвало острую реакцию со стороны США, Японии и Южной Кореи. Вашингтон неоднократно отмечал, что в отношении северокорейской проблемы не исключает ни одного варианта действий, в том числе военного. Конечно, в последние дни обмен словесными угрозами между США И КНДР заметно сбавил обороты.
Однако нагнетаемая в Южной Корее военная истерия привела к тому, что у граждан, обычно слишком занятых работой и мало обращающих внимание на выходки северокорейских вождей, начали сдавать нервы.
Те, у кого нет своего укрытия в Сеуле, стараются взять отпуск и уехать подальше от столицы. В эти дни неожиданный бум переживает внутренний туризм — приобрести билеты на поезда и автобусы, отправляющиеся из мегаполиса в провинцию, становится всё сложнее, а во многих гостиницах на ближайшие пару недель забронированы все места. Те, кто не смог обеспечить себя жильем, едут «дикарем» с палатками.
Одним из таких популярных направлений стал национальный парк Сораксан на восточном побережье, даже несмотря на заливающие его дожди.
— Мы решили забраться подальше от города, а то мало ли что. Все говорят, что война вот-вот начнется, ну вот я и уехала с детьми. У мужа работа, поэтому он остался в Сеуле, — говорит 33-летняя постоялица мотеля Red House Кан Ми Хва. — По итогам семейного совета точкой эвакуации было решено выбрать эту гостиницу, находящуюся в горах возле парка. Сюда северокорейцы стрелять точно не будут.
Пока кто-то уезжает в провинцию, чтобы переждать самое опасное время, в Сеуле в последние дни прошло несколько массовых демонстраций за отказ от размещения в стране американской системы противоракетной обороны THAAD и в целом против проводимой властями Штатов политики в Северо-Восточной Азии. Демонстранты окружили живой цепью посольство США в центре столицы и требовали не раскачивать ситуацию в регионе. В толпе мелькали плакаты «Нет THAAD, нет войне!», «Трамп, лучше займись своими делами!» и ставший уже классическим «Янки, убирайтесь домой!».
— Американцы опять поставили нашу страну на грань войны! — кричит в запале разгоряченная демонстрантка лет двадцати на вид, представившаяся просто по фамилии Ким. — Если начнется стрельба, они-то не пострадают, сидя за океаном! А мы должны будем умирать ради амбиций Трампа!
Окружающие ее соратники одобрительно гудят и кивают головами.
Несколько иного мнения придерживаются проживающие в Южной Корее иностранцы. Джейкоб Уоллес, американец, преподаватель английского языка в одном из подготовительных центров Сеула, например, считает, что никакой войны не будет.
— Ну, по крайней мере, без предупреждения, внезапно ничего не начнется, — рассуждает он. — В Корее, помимо американских военных, находятся еще 25 тыс. граждан США. Всех их сначала придется эвакуировать, иначе народ властям этого не простит. Ну и пока раскрутится военная машина, подтянутся авианосцы, пока перебросят войска из Японии — это дело пары месяцев. Вот когда я увижу всё это своими глазами, тогда буду думать об отъезде. А пока меня всё это совершенно не волнует, — говорит Уоллес.
Примерно в том же ключе высказывается большинство проживающих в стране европейцев. Среди русскоязычной диаспоры, превышающей 50 тыс. человек, настрой далеко не такой спокойный.
— Каждый день в новостях нагнетают, говорят, что война будет не сегодня завтра, — делится своими переживаниями Ирина Кан, этническая кореянка, родом из Саратова и живущая сейчас в городе Ильсан. — Напугали так, что хотела уже купить билеты и улететь в Россию, да знакомые уговорили подождать.
Тем временем на границе с Северной Кореей царит безмятежное спокойствие. В пункте Пханмунджом, где лицом к лицу стоят южнокорейские и северокорейские солдаты, служба с обеих сторон идет своим чередом без инцидентов.
— Какой-либо подозрительной или нетипичной активности на северной стороне в последнее время не отмечалось, — рапортует сопровождающий группу иностранных журналистов майор ВС Республики Корея. — Однако в случае необходимости наши войска дадут врагу решительный отпор и нанесут ему сокрушительное поражение.
Как бы то ни было, все ожидают развязки северокорейско-американского противостояния к концу августа. Если обе стороны не будут провоцировать друг друга, скорее всего, всё завершится лишь громкими фразами и сотрясанием воздуха. Однако 21 августа начнутся еще масштабные южнокорейско-американские военные маневры и ответные учения в КНДР. И любой инцидент вполне может стать той самой искрой.
https://iz.ru/633472/sergei-sukhorukov/iuzhnokoreitcy-gotovitsia-k-iader...