Экс-премьер Грузии назвал тех, кто принял решение о вторжении в Южную Осетию

Экс-премьер Грузии Зураб Ногаидели назвал тех, кто принял решение о вторжении в Южную Осетию в августе 2008 года. Об этом он сообщил в интервью газете "Квела Сиахле" ("Все новости") под названием "Кто-нибудь верит, что какая-либо оппозиционная сила в одиночку сможет сменить эту власть?". Ногаидели, исходя из своего опыта пребывания у власти, заявил, что все решения в Грузии принимают три-четыре, от силы пять человек - Саакашвили и его ближайшее окружение, и делают это на так называемых ночных встречах.

"Все решения принимаются на ночных заседаниях. Я сам в первые два месяца пребывания на посту премьер-министра присутствовал на таких ночных встречах, потом - нет. Такие ночные встречи, когда Саакашвили находился в Тбилиси, проводились почти каждый день", - вспоминает Ногаидели. Решение о начале августовской войны, по его информации, приняли сам Михаил Саакашвили, глава МВД Вано Мерабишвили, нынешний министр юстиции Зураб Адеишвили, мэр Тбилиси Гиги Угулава и первый заместитель министра иностранных дел Гига Бокерия. Экс-премьер тут же оговорился, что во время августовских событий Бокерия в Тбилиси не было, и на том заседании он не присутствовал.

И решение о разгоне митингов 7 ноября 2007 года было принято на одном из таких заседаний. По информации экс-премьера, это решение принял самолично Михаил Саакашвили, так как Гиги Угулава на это вряд ли решился бы. "Объявление чрезвычайного положения в создавшейся тогда ситуации было необходимо, и с решением о разгоне митингов оно ничего общего не имеет... Решение о разгоне митингов принял Михаил Саакашвили, Угулава такого серьезного решения не принял бы. Возможно, моральной ответственности за это решение я не несу, но политическая ответственность лежит и на мне, и поэтому я сегодня не у власти", - поясняет Ногаидели.

По его информации, внутри правительства Грузии сегодня существует серьезная напряженность и противостояние. Саакашвили хочет остаться у власти, но в его окружении знают, что это будет означать потерю поддержки Запада. "Когда Саакашвили открыто объявит, что намеревается стать премьером, та небольшая поддержка, которую все еще имеет этот режим от Запада, исчезнет... В правительстве сидят бездушные, но не глупые люди, и они это понимают. Поэтому чем ближе 2013 год, тем глубже становится трещина внутри правительства", - заявляет экс-премьер.

В этих условиях очень важно, как поведет себя оппозиция. Если она останется разрозненной и будет продолжать имитированную борьбу с властью, ничего не выйдет. Решающим фактором успешной борьбы Ногаидели считает объединение всех оппозиционных сил.

"Я не имею ввиду объединение вокруг одного лидера, я имею ввиду совместные и координированные шаги. Разве кто-нибудь еще верит, что какая-либо оппозиционная сила сможет в одиночку сменить эту власть?.. Мы должны бороться не друг против друга, а против правительства, у которого недостает денег, а ведь для сохранения власти ему нужны большие деньги, поэтому оно и идет на все", - отмечает Ногаидели.

Он не исключает, что в случае объединения оппозиции ситуация может измениться очень быстро, может даже стать революционной, но и в этом случае оппозиция сможет избежать беспорядков и насилия, если правильно спланирует свои действия. "Народ сегодня гораздо более отрицательно настроен против правительства, чем год назад, но пока запах перемен в воздухе не стоит", - отмечает Ногайдели.

Эксперты: