интервью Азербайджанскому агентству Vesti.Az
Какие, на ваш взгляд, цели, преследует визит президента РФ Дмитрия Медведева в Армению и как это может повлиять на поведенческую линию Азербайджана?
Главная цель визита - увеличить стабильность в регионе и для этого вновь подтвердить военно-стратегический баланс между Арменией и Азербайджаном. Если в Баку хотели бы изменения этого баланса, то придётся признать, что Россия, несмотря на все трудности в проведении посреднической линии, удалось сбалансировать свои отношения с Арменией и Азербайджаном (несмотря на их разное отношение, например, к ОДКБ) - и с этим придётся смириться.
Как глубоко, по-вашему, изменят ситуацию на Южном Кавказе договор о стратегическом партнерстве между Азербайджаном и Турцией и новая задача российской базой в Гюмри - обеспечение безопасности Армении?
Принципиально эти новации ничего не меняют, они лишь развивают и детализируют то, что существует давно. За одним исключением: превращение военного союза Турции и Азербайджана в военно-политический имеет своей целью продемонстрировать не полную удовлетворённость Баку военными отношениями с Россией. Это понятно, ибо в Баку от России в этой сфере требуют больше, чем она может дать. Но противопоставлять Турцию и Россию в регионе, как это принято в Ереване, Баку не следует. Это будет мешать посреднической роли России. Но не создаст ничего, кроме блокового противостояния.
Насколько, учитывая ваши источники информации, сообщение об идущих в настоящее время переговорах по созданию турецкой базы в Нахчыване, озвученное азербайджанским политологом Габилем Гусейнли, соответствует действительности?
Здесь надо различать казуистику и факты. Формально военных баз, например, США в Азербайджане нет, но "мобильные силы" есть. Так и в случае с Нахчыванской АР: факт участия её в военной системе Турции давно очевиден, как бы это ни называлось. Обсуждение вопроса о военной базе в НАР носит политический характер и затрагивает не новую реальность (её нет), а лишь политические интересы Ирана, которым превращение военной ответственности Турции за НАР в военно-политическую - противоречит.
Едва ли не по всеобщему мнению переговорный процесс по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта переживает далеко не лучшие времена. Азербайджан ни под каким давлением и ни за какие преференции не откажется от возвращения Нагорного Карабаха. А Армения и слышать не хочет о планах урегулирования, которые не включали бы в себя проведение в НК референдума, имеющего обязательную силу. Видите ли вы выход из тупика?
Выход из тупика в том, чтобы не идти в него. Просто - пока урегулирование невозможно - сохранить статус-кво, не торопясь с урегулированием.
Как отражаются в жизни региона российско-турецкое сближение, строительство ж/д Баку-Тбилиси-Карс, положение в Грузии и на Северном Кавказе, увеличение давления мирового сообщества на Иран, предстоящий пуск Бушерской АЭС и возможный ответ американо-израильского тандема?
Регион перевозбуждён - и никакие "глобальные проекты" ни на йоту не уравновешивают угроз дестабилизации. Можно строить не только железные дороги, но и, если угодно, космодромы, - пока есть угроза войны, все эти инвестиции будут носить политический и некоммерческий характер. Экономические же отношения России и Турции, к счастью, прямого отношения к региону не имеют.
Насколько реально создание азербайджано-грузино-турецкой конфедерации? Не подталкивают ли к ее созданию те силы в Москве, что всячески защищают Армению, оккупировавшую азербайджанские земли и не собирающуюся их возвращать по доброй воле?
Я с трудом представляю себе, как Москва может влиять на отношения Тбилиси и Баку и тем более - отношения Баку и Анкары. Тем более - диктовать Саакашвили, что ему говорить. Говоря же о проекте Саакашвили о создании конфедерации, надо прямо отметить, что таковая делает младшим партнёром именно Грузию. Я очень сомневаюсь, что Турция и Азербайджан захотят взять на себя в Грузии ответственность большую, чем ответственность за транзитные коммуникации, Аджарию и Борчалы. А конфедерация как раз заставит брать на себя полноту ответственности за наследие Саакашвили.
Представим, что Азербайджан выходит из переговорного процесса и делает попытку восстановить военным путем контроль над оккупированными территориями. Каков в таком случае, по-вашему, наиболее вероятный сценарий развития событий?
Локальная война продлится 3-5 дней. Линия фронта сильно не изменится. Вот и всё.