В статье «Бедность создали не бедняки» от 19 января, любезно опубликованной государственным информационным агентством (Армении) «Арменпресс», были затронуты лишь некоторые из наиболее актуальных проблем, стоящих перед экономикой нашей страны.
Это - проблемы бедности, безработицы и возможные пути их разрешения. В ней также было отмечено, что Армения входит, не будет преувеличением утверждать - для всего армянства, в судьбоносный период, который обусловлен формированием нового состава Национального собрания и нового правительства.
В условиях обновившейся Конституции РА не секрет, что законодательная и исполнительная власти наделены широкими полномочиями. Предстоящие выборы в Национальное собрание, бесспорно, будут переломными для нашей страны, несомненно, что они со всей убедительностью покажут степень зрелости нашего политического класса, его адекватность вызовам и угрозам армянской государственности. Поэтому очень важно, чтобы на нынешнем предвыборном этапе в политической повестке превалировало обсуждение путей противостояния и преодоления этих, весьма опасных вызовов и угроз. При этом изначально подчеркнем, что главной целью и ожидаемым итогом выборов должно быть обеспечение национальной безопасности, потому что в конечном итоге все следует подчинить достижению этой цели, что возможно реализовать лишь совместными, объединенными усилиями всего политического класса. Альтернативой этому — угроза потери армянской государственности.
Чтобы у читателей не сложилось впечатление об излишнем алармизме и пессимистическом ведении мною нашего будущего, несколько раскрою те факторы, на чем основаны эти тревоги.
Итак, 8 января 2017 года весьма авторитетное американское издание The Independent опубликовало социологический опрос, проведенный компанией You Gov. Соцопрос показал, что 64% американцев убеждены в том, что мир приближается к большому вооруженному конфликту. Согласно опросу в неизбежность сохранения мира верят только 15% опрошенных американцев.
Аналогичный опрос в Великобритании выявил по существу такую же тревожную картину: 61% опрошенных жителей Соединенного королевства уверены в том, что третья мировая война неизбежна. И лишь 19% верят, что наш мир не скатится в войну. При этом обращает на себя внимание, что 59% опрошенных американцев и 71% британцев боятся России.
Примечательно и то, что результаты подобного же социологического опроса выявили: почти половина опрошенных российских граждан высказали свои опасения, что боятся обострения отношений с Западом, которое может привести к третьей мировой войне. Благо, что при написании этих строк все ведущие мировые СМИ уже возвестили миру об обнадеживающем телефонном разговоре президентов России и США, который Белый дом охарактеризовал «важным началом». Отметим, что из возможных причин развязывания третьей мировой войны американцы назвали угрозу терроризма, а также продолжающееся противостояние в Сирии и на Большом Ближнем Востоке.
Именно в этом контексте всеобщей тревоги за судьбы мира приведем весьма опасные выдержки из выступлений президента Азербайджана Ильхама Алиева. Итак, 10 января т.г., выступая на расширенном заседании кабинета министров Азербайджана, он сделал ряд очередных воинственных заявлений, которые, увы, остались без должного реагирования как со стороны стран-сопрдеседателей Минской группы ОБСЕ, так и ведущих центров силы мировой политики. Приведем лишь отдельные перлы из этого выступления апшеронского ястреба: «Азербайджан продолжит наращивать свой военный потенциал, в том числе поставки в страну самого современного оружия… Мы обладаем самым современным оружием, имеющим высокую точность и разрушительную силу. Часть из них продемонстрирована, другая часть не показывалась. Они будут продемонстрированы в нужное время и в нужном месте… Мы в любое время способны решить вопрос (Нагорного Карабаха — А.Г.) военным путем».
Своим этим выступлением Алиев, по существу, демонстративно высказывает свое пренебрежительное отношение и прямое игнорирование единой позиции президентов России, США и Франции по Нагорно-Карабахскому урегулированию, пятикратно изложеной в их совместных заявлениях. Более того, слова Алиева полностью девальвируют совместное заявление по карабахской проблеме, с которым 8 декабря 2016 года выступили руководители делегаций стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ: министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, госсекретарь США Джон Керри и министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эйро. Приведем выдержки из этого, совместно принятого ими документа, на фоне которых особенно рельефно отражается весь цинизм высказываний Алиева. В заявлении глав внешнеполитических ведомств стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, в частности, подчеркивается: «Принимая во внимание эскалацию насилия на линии соприкосновения в апреле сего года, мы выражаем обеспокоенность в связи с продолжающимися вооруженными инцидентами, в том числе в связи с применением тяжелого вооружения, и решительно осуждаем применение силы и угрозы применения силы. Этот конфликт не имеет военного решения, и нет никакого оправдания случаям гибели и ранения гражданских лиц.
Нам также известно о сообщениях относительно зверств (что азербайджанскими властями вовсе и не держалось под секретом, наоборот, учинители зверств получали государственные награды от Алиева, позировали с обезглавленной головой армянского воина перед видеокамерами, которые в дальнейшем широко тиражировались небезызвестными интернет-ресурсами этой страны — А.Г.), совершенных во время боев в апреле сего года, которые мы осуждаем самым решительным образом. Мы призываем стороны подтвердить свою приверженность мирному урегулированию конфликта — как единственного пути установления согласия между народами региона. Мы также призываем их строго соблюдать соглашения о прекращении огня 1994−1995 годов, которые составляют основу прекращения насилия в зоне конфликта». Более того, в этом же документе был четкий призыв: «Мы призываем Баку и Ереван уважать соглашения, закрепленные в совместных заявлениях, принятых на саммитах в Вене 16 мая и в Санкт-Петербурге 20 июня».
Что же мы имеем? Руководства США, России и Франции со всей ответственностью заявляют о своей незыблемой приверженности мирному урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта, а в ответ азербайджанский лидер заявляет о том, что: «Мы (Азербайджан — А.Г.) в любое время способны решить вопрос военным путем». Нереагирование на подобное поведение Алиева стало для азербайджанских властей всего лишь информационной разведкой боем, которая вопреки их ожиданиям получила весьма нежелательную развязку для них же самих, когда 17 января с.г. при подведении итогов деятельности дипломатии РФ в 2016 году глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров, выражаясь словами азербайджанского информационного ресурса Haqqin.az, сделал жесткое заявление в ответ «на провокационный вопрос азербайджанских журналистов». Так, как сообщает Haqqin.az, Лавровым было жестко заявлено о том, что «проведение каких-либо силовых операций и боевых действий на территории Нагорного Карабаха не является внутренним делом Азербайджана».
Напомним, что, отвечая на вопрос азербайджанского журналиста о том, какова будет позиция Москвы «в случае начала контртеррористической операции на оккупированных территориях и очистки от оккупационных сил, закроет ли на это глаза Москва или будет вмешиваться во внутренние дела Азербайджана», Сергей Викторович Лавров заявил: «Это уже не является чем-то абстрактным, это не является исключительно темой внутренних дел Азербайджана по поводу Нагорно-Карабахского конфликта». Более того, российский министр напомнил, что: «Существует целый набор решений, которые принимались Советом Безопасности ООН в самый разгар конфликта и требовали прекращения огня… Если обратиться к архивам, то можно увидеть, как эти требования о немедленном прекращении огня соблюдались, и кем они соблюдались, и кем не соблюдались». Я вовсе не случайно сделал ссылку на этот азербайджанский информационный ресурс, который позиционирует себя в качестве оппозиционного, но на самом деле является рупором азербайджанских властей. В этом плане очень важно, что Haqqin.az охарактеризовал вопрос азербайджанского журналиста не иначе, как провокационным, тем самым неуклюже дезавуировав причастность к этой информационной разведке азербайджанских властей. В дальнейшем, после полученной со стороны главы МИД РФ дипломатической оплеухи, воинственная риторика в выступлениях Алиева несколько поубавилась. Так, 22 января 2017 г., выступая на церемонии открытия военного городка, президент Азербайджана сделал следующее заявление: «Что касается будущего статуса Нагорного Карабаха, то он (статус), возможен только в рамках единого азербайджанского государства». Как видим, после слов Лаврова президент Алиев заявлять о своей готовности воевать с нами временно воздерживается.
В полном диссонансе с агрессивной риторикой азербайджанского президента звучат ответственные оценки Президента Армении Сержа Саргсяна, данные им 20 января т.г. на встрече с демобилизованными военнослужащими вооруженных сил страны. Приятно осознавать, что подходы Верховного главнокомандующего ВС Армении находятся в полной гармонии как с нашими христианскими ценностями, так и с оценками и подходами ответственных лидеров центров силы мировой политики, в их числе с лидерами государств-сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
Я специально столь подробно изложил позицию азербайджанского руководства и подходы стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ к вопросам урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта и, думаю, что небезосновательно увязал все это с тревожными ожиданиями граждан США и Великобритании, России относительно судеб мира. К сожалению, мы живем в весьма сложное время и, на мой взгляд, осознание всей опасности складывающегося в мире положения дел, должно определять предвыборную повестку дня любой ответственной политической силы или союзов этих сил. При этом животрепещущей задачей для них, с учетом вышеизложенного, должно стать формирование, выработка общенациональной платформы обеспечения национальной безопасности Республики Армения. Вне всякого сомнения, что одними из главных разделов этой платформы должны стать вопросы укрепления экономической безопасности, что, в свою очередь, должно основываться на разработке и реализации единой стратегии экономического развития нашей страны. Главные приоритеты этого развития должны быть не только понятны и осмыслены нашими гражданами, но и призваны сделать их непосредственными участниками, обеспечивающими это развитие.
Именно с этих позиций следует рассматривать работу, проведенную правительством Армении в первые 100 дней со дня своего формирования, причем следует анализировать эту работу не с позиций критика или стороннего наблюдателя, а с осмылением своей личной, персональной ответственности за успех его работы. В сложившейся в мире тревожной обстановке, в условиях продолжающейся необъявленной Армении войны со стороны Азербайджана в армянском политическом поле должен быть сформирован единый фронт патриотических политических сил — будь то из числа правящей политической партии и ее союзников, или же — из числа оппозиционных политических сил. Альтернативой этому объединению, какими бы благовидными лозунгами она не прикрывалась, является пятая колонна, а все остальное «от лукаваго». Мое подобное утверждение — не есть идеалистический пацифистский лозунг, а результат глубокого осмысления сегодняшних геополитических реалий. Уже не приходится говорить о том, что в Армении вряд ли найдется хотя бы одна партия, которая рискнет отрицать, что задачами первостепенной важности для нас являются — борьба с бедностью, существенное снижение уровня безработицы, значительное сокращение миграции. Так вот, предполагаемая стратегия экономического развития, должна основываться на такой экономической политике, которая во многом способствовала бы решению вышеназванной триединой задачи — искоренения бедности, безработицы и миграции. Именно эти вопросы, на мой взгляд, должны быть положены в основу политической дискуссии в ходе предвыборной кампании.
Пусть мои оппоненты не спешат обвинить меня в некоей однобокости и уж тем более в сгущении красок.
С их стороны это не будет объективно, так как в суровые дни испытаний, а именно в ходе четырехдневной апрельской войны 2016 года политический класс Армении показал как свою высокую ответственность за судьбы Нагорного Карабаха, а стало быть и Республики Армения, так и уровень своей политической зрелости. Поэтому с учетом именно этих проявлений, что вызывает чувство гордости за своих коллег, мы сейчас должны сосредоточиться на скорейшей выработке единой общенациональной стратегии развития Республики Армения, реализация которой наряду с обеспечением национальной безопасности, сплотит наш народ во имя достижения общей для всего армянства цели — созидания процветающей Армении. Повторюсь, именно поиск путей наиболее действенной и оптимальной стратегии развития должен быть положен в основу предстоящей дискуссии. Тем более, что для этого есть благодатная почва: Программа Правительства Республики Армения (от 18 октября 2016 г.) и Отчет о проделанной правительством работе за 100 дней со дня его формирования (далее Отчет). Это документы, которые вселяют чувство оптимизма за наше будущее, конечно же, в плане констатации факта серьезного и ответственного подхода со стороны руководителей исполнительной власти РА.
Свое же видение отдельных разделов Отчета, в частности, касающееся вопросов борьбы с коррупцией, экономического развития, сельского хозяйства и пищевой промышленности, конечно, в ближайшее время я вынесу на суд читателей. Одновременно хочу отметить, что заявленная в начале данной статьи готовность рассмотрения вопросов сугубо экономической направленности была отодвинута лишь в силу опасных по своей направленности выступлений и обращений отдельных отечественных деятелей, с мнением которых я ознакомился по ходу написания данной статьи. Не скрою, что эти выступления, которые имели место быть в день празднования 25 летия создания Вооруженных Сил Республики Армения, побудили меня несколько отойти от моего первоначального намерения — написания статьи по экономической проблематике. Словом, продолжение моих раздумий на экономические темы, надеюсь, не заставит себя долго ждать.
https://eadaily.com/ru/news/2017/01/31/artashes-gegamyan-armeniya-nuzhda...