Теракт в Берлине: «фатальные ошибки» системы - глупость или провокация?

Подозреваемый в совершении теракта на рождественском базаре в Берлине 19 декабря 2016 года гражданин Туниса Анис Амри ликвидирован в ходе перестрелки в Милане.

Эту информацию на экстренной пресс-конференции сообщил глава МВД Италии Марко Миннити.

В тот предпраздничный вечер тяжелый грузовик, принадлежащий маленькой семейной компании из Польши Ариэля Журавского, врезался в праздничную толпу. В результате наезда погибли 11 человек, 48 человек получили травмы различной тяжести. Двенадцатым погибшим, тело которого было обнаружено в кабине машины, оказался польский водитель Лукаш Урбан — двоюродный брат владельца компании. По версии следствия, Урбан был убит в кабине террористом, осуществившим наезд.

По технике исполнения — наезда грузовика на толпу, теракт в Берлине стал полным аналогом кровавого происшествия в Ницце 14 июля этого года. Таким образом, для подобного рода террористических актов не нужны ни оружия, ни взрывчатка. Они весьма просты для исполнения. Теракт в Ницце совершил тунисец. Теперь, получается, что и похожий теракт в Берлине опять совершил другой тунисец.

Общая картина происшедшего в Берлине выглядит следующим образом. Польский тяжелый камион осуществлял перевозку металлических конструкций из Италии на складскую базу концерна Thyssen Krupp в Берлине. Вероятно, польский водитель был захвачен террористом (или террористами) в восточной закусочной, куда он зашел перекусить перед тем, как ехать на базу на разгрузку. Благодаря установленной электронике, находящийся в Польше владелец фирмы Ариэль Журавский наблюдал непонятные для него неумелые с нескольких раз попытки завести грузовик, а потом через систему GPS — движение грузовика в противоположное от места назначения направление, как оказалось потом — к месту кровавого наезда.

На связь с владельцем фирмы водитель грузовика не выходил. Потом труп польского шофера Урбана криминалисты нашли на соседнем с водителем кресле. Урбан был убит несколькими ударами ножа и выстрелом в упор. Считают, что на момент наезда он попытался помешать террористу, который вел грузовик. Сразу же после теракта полиция была дезориентирована одним энтузиастом из толпы, который ошибочно указал на одного пакистанца, который якобы вел грузовик. Однако это был ложный след. Но в кабине грузовика под сидением криминалисты нашли оброненный бумажник, в котором было обнаружено специальное удостоверение на имя Аниса Амри с предоставлением ему права находиться на территории Германии на основании предоставленной ему временной отсрочки от высылки. Кроме того, на руле грузовика криминалисты обнаружили отпечатки пальцев Амри. Дополнительной уликой могут послужить ДНК, обнаруженные в кабине тяжелого грузовика-камиона. В среду, 21 декабря, берлинская прокуратура пообещала вознаграждение в размере 100 тыс. евро за любую информацию, которая приведет к задержанию предполагаемого террориста — Амри.
Дальше начались разоблачения в СМИ.

Германское издание Süddeutsche Zeitung сообщило, что предполагаемый террорист Анис Амри не только хорошо знаком германским правоохранительным органам, но и на протяжении длительного времени находился под пристальным наблюдением германских спецслужб. Стало известно, что в Германии правоохранительные органы имеют «черный список» потенциальных террористов, который включает себя 549 имен. Амри был в этом списке и числился в верхнем ряду среди особо опасных потенциальных преступников. Переговоры по мобильному телефону Амри записывались, а его переписка посредством электронной почты отслеживалась немецкими спецслужбами, по крайней мере, с января этого года. Решение о слежке было принято должностными лицами в объединенном Антитеррористическом центре (GTAZ). Более того, американское издание New York Times сообщило, что Амри был хорошо известен и американским спецслужбам из-за своих связей с исламистами. На него американцы вышли посредством своих электронных систем шпионажа, описанных Эдвардом Сноуденом, по причине того, что Амри искал в интернете информацию о самодельных бомбах и использовал шифрованные каналы связи для общения с деятелями запрещенного террористического «Исламского государства» (ДАИШ, ИГИЛ).

Как и в Германии, в США Амри числится в «черном списке» потенциальных террористов. В частности, ему были тайно запрещены полеты на самолетах над территорией Соединенных Штатов — предохранительная мера, принятая в качестве защиты от повторения террористических актов на авиатранспорте по модели 11/09. До сих пор остается неясным, существовало ли взаимодействие по Амри между американскими и германским спецслужбами. Скорее всего, нет. За неделю до случившегося в Берлине британская Daily Mail сообщила о том, что взаимодействие спецслужб Германии с их британскими и американскими коллегами практически сведено на нет.

Таким образом, ситуация с берлинским террористом полностью повторила ситуацию с террористическим актом в аэропорту Брюсселя в марте этого года. Тогда бельгийские спецслужбы продолжительное время следили за потенциальными террористами, были предупреждены даже относительно места будущего теракта в аэропорту, но не предприняли должных мер по его предотвращению и задержанию готовивших теракт. Тогда министр внутренних дел Бельгии признал два вида допущенных «ошибок» — на уровне судебной системы и на уровне офицера связи безопасности в Турции.

Очевидно, что признание «фатальных ошибок» на уровне миграционной и судебной систем стартовало сейчас в Германии, и германской общественности предстоит их выслушивать с недоумением, задаваясь вопросом: что это — глупость системы или намеренная провокация? Подобные вопросы кажутся вполне уместными после всей суммы ставших известными фактов по берлинскому террористу.

За предполагаемым берлинским террористом, которому исполнилось 23 года, как выясняется теперь, тянется долгий и преступный шлейф. По имеющимся сведениям, в Тунисе его несколько раз арестовывали по делам, связанным с наркотиками. Более того, у себя на родине Амри будто бы был заочно осужден на пять лет по этим делам.

В 2011 году вскоре после начала там т. н. «арабской весны» Амри покинул Тунис и перебрался в Европу. В течение трех лет он жил в Италии. Но как жил? По появившейся информации, он пребывал в местной тюрьме якобы за поджог одной местной школы.

В июне 2015 года Амри из Италии перебрался в Германию в средиземноморском потоке беженцев. Он получил у миграционных властей Германии разрешение на временное пребывание в стране. Однако почему-то прошение о предоставлении ему убежища он подал только весной этого года. В течение полутора лет Амри свободно перемещался в Германии, жил в Бадене, Северном Рейне-Вестфалии и столице страны — Берлине. Источники его доходов неизвестны. В июне этого года Амри получил от германских миграционных властей отказ в предоставлении ему убежища и предписание покинуть страну. Однако депортацию в отношении него выполнить не удалось по простой технической причине — отсутствия у Амри паспорта гражданина Туниса, потерянного или, скорее всего, намеренно выброшенного владельцем.

В поле внимания германских спецслужб по подозрению в терроризме Амри попал после того, как его заметили в кругу проживающего в Германии салафитского проповедника иракца Абу Валаа. Последний был арестован германской полицией 8 ноября этого года. Он обвиняется в вербовке террористов и открытой поддержке ДАИШ. Выясняется, что под наблюдением германских спецслужб в Германии находятся все мусульманские проповедники салафитского толка. Однако не всегда их деятельность пресекается, поскольку посредством подобного рода проповедников определяется круг единомышленников радикальных идей. По этой схеме Амри и попал в поле зрения германских правоохранительных органов. За Амри было установлено техническое наблюдение. Германским правоохранителям стало известно, что он активно ищет себе сообщников для совершения террористических актов. В частности, его подозревали в подготовки плана ограбления банка для завладения средствами для покупки оружия. По результатам слежки Амри был занесен в список особо опасных потенциальных террористов. Прокуратура Северного Рейна-Вестфалии начала в отношении Амри расследование по подозрению в подготовке тяжкого насильственного преступления, угрожающего безопасности страны.

После переезда Амри в Берлин слежка за ним продолжилась и в германской столице. Однако в сентябре этого года она была снята. Подобное решение сейчас объясняют тем, что невозможно вести круглосуточное наблюдение за всеми фигурантами списка потенциальных террористов. Правоохранительные органы Германии не имеют ресурсов, необходимых для одновременной слежки за всеми подозреваемыми. Стало известно, что при полноценном суточном наблюдении за одним подозреваемым требуется одновременно 40 сотрудников. Поэтому наружное наблюдение можно осуществлять лишь выборочно, и если результатов нет, то оно снимается. Однако 11 ноября, т. е. за 37 дней до теракта в Берлине, дело Амри вновь рассматривалось на совещании объединенного Антитеррористического центра, в рамках которого сотрудничают германские спецслужбы и полиция.

Помимо террористической, Амри был уличен в Германии и в чисто криминальной деятельности. Летом этого года он участвовал в драке между враждующими бандами наркоторговцев в Берлине с одним смертельным исходом. По этой причине Амри был арестован криминальной полицией, допрошен и освобожден. По утверждению Süddeutsche Zeitung, германские власти не имели достаточно доказательств против Амри, чтобы держать его в заключении.

Другой случай — до судебного разбирательства о депортации в августе Амри был задержан в Бадене в городе Фридрихсхафен с поддельным итальянским паспортом. По информации германского МВД, у него было не менее 8 фальшивых паспортов. Амри провел день в заключении, но был освобожден, потому что власти почему-то опять не смогли установить, вызывает ли его личность достаточные подозрения для содержания под стражей. В случае с Амри презумпция невиновности почему-то с упрямым постоянством перевешивала все факты его криминальной деятельности, включая такой очевидный, как использование фальшивых удостоверений личности. В итоге, Амри и «удостоверил» свое участие в теракте подлинным удостоверением своей личности, выданным германскими властями в преддверии его депортации. Сейчас генеральный прокурор Германии Петер Франк предположил, что, возможно, за берлинским терактом стоит группа лиц. Неизвестно, действовал ли преступник в одиночку, или у него были сообщники, заявил он на совместной с Федеральным ведомством по уголовным делам пресс-конференции. В то же время у федеральной прокуратуры нет сомнений в том, что берлинская трагедия является террористическим актом.

Вечером, 20 декабря ответственность за теракт взяло на себя террористическое ДАИШ. Длительность поисков берлинского террориста свидетельствуют в пользу факта существования в Германии террористической сети, которая и обеспечивала укрывательство Амри. Правда, при этом сама террористическая активность может иметь «диффузный» характер и разные источники джихадистской активности. В ночь на пятницу 23 декабря в Дуйсбурге были задержаны двое братьев выходцев из Косово, подозреваемых в подготовке теракта в торговом центре в Оберхаузене. Похоже, что общая нервозная ситуация в предрождественскую неделю из-за резонансного теракта в Берлине заставила германскую полицию действовать более решительно на упреждение, забыв о принципе презумпции невиновности.

Все комментаторы в Европе уже указывают на политические последствия теракта в Берлине для канцлера Меркель с ее политикой открытых дверей для беженцев. Случай с Амри является готовой иллюстрацией, подтверждающей все основные тезисы ее критиков. На его примере выяснилось, что в массе беженцев легко затерялись террористы и обычные уголовные преступники, а германские спецслужбы и криминальная полиция просто не имеют потенциала для парирования враждебной преступной деятельности против государства при подобном наплыве. Кроме того, в Германии вновь повторился невыученный урок парижских и брюссельского терактов — отсутствие должной координации национальных правоохранительных органов в рамках Евросоюза по борьбе с терроризмом. Амри показал, как легко потенциальные террористы перемещаются в рамках Шенгена между государствами, а антитеррористические службы государств-членов недостаточно координируют свою деятельность по борьбе с ними.

Но берлинский национальный провал станет уже совсем настоящим европейским провалом в том случае, если берлинскому террористу — «сыну Арабской весны» все-таки удастся ускользнуть из сетей поиска, задействованной сейчас против него по всей Европе. Утром 23 декабря итальянские СМИ сообщили, что Амри погиб в перестрелке с итальянской полицией. Вопрос о его сообщниках и участии в берлинском теракте террористической сети остался открытым.

https://eadaily.com/ru/news/2016/12/23/terakt-v-berline-fatalnye-oshibki...

Эксперты: