Кремль готов опубликовать стенограмму заседания ОДКБ с высказываниями президента Белоруссии Александра Лукашенко о готовности признать независимость Южной Осетии и Абхазии, сообщил помощник президента РФ Сергей Приходько, комментируя по просьбе журналистов слова Лукашенко о том, что он не признал независимость двух этих государств, поскольку Москва оказалась неспособна поддержать Белоруссию в решении тех проблем, которые могли у нее возникнуть.
"Что касается вопроса о признании Республикой Белоруссией Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, то, если будет такое желание, мы можем предать гласности ту часть стенограммы заседания ОДКБ, в которой содержатся слова президента Белоруссии на эту тему. Мы можем опубликовать и другие высказывания Александра Лукашенко, которые будут небезынтересными как белорусской, так и международной общественности", - сказал помощник российского президента.
Таким образом Сергей Приходько угрожает пойти на беспрецедентный для российской дипломатии шаг - предать гласности содержание конфиденциальных переговоров с иностранным партнером. Ведь упомянутая Приходько часть заседания ОДКБ явно не предназначалась для обнародования.
Как подобный шаг, так и даже уже прозвучавшая угроза его применения подрывает доверие к российской дипломатии в целом. Кто же будет обсуждать конфиденциальные вопросы с Россией, если Кремль готов раскрыть содержание переговоров даже с ближайшим стратегическим партнером - Белоруссией?
В этой связи вспомним поучительный случай. В свое время министру иностранных дел СССР Андрею Громыко его подчиненные предложили обнародовать выгодное для Советского Союза содержание давнишней беседы советских дипломатов с канцлером ФРГ Конрадом Аденауэром. В ответ Громыко прочитал им лекцию, что никогда нельзя обнародовать содержание конфиденциальных дипломатических бесед, какие бы сиеминутные выгоды это бы ни принесло. Ведь потеря доверия будет стоить гораздо дороже.
Но Сергею Приходько его ненависть к Александру Лукашенко, видимо, застилает глаза. По всей видимости, именно эта ненависть и является одной из причин появления пресловутых сериалов про "крестного батьку".
Лукашенко можно не любить, можно ненавидеть. Но нельзя не понимать, что Лукашенко является проверенным годами союзником России. При всей неоднозначности президента Белоруссии, именно он является гарантом прочности позиций России на военно-политически важном западном направлении. Без союзнических отношений с Белоруссией Московский военный округ становится пограничным.
Несколько лет назад один российский сатирик, грустно иронизируя по поводу звучащей из Москвы критики Белоруссии, представил зрителям, как бы на месте Кремля вел бы себя американский Белый дом. Так вот сатирик в образе американского президента спросил: "Как обстоят дела с военным сотрудничеством Вашингтона и Минска?". Ему ответили: "Белоруссия - ближайший военный союзник США". На что сатирик в образе американского политика изрек: "Претензий к Минску нет, переходим к рассмотрению положения американских соотечественников в странах Прибалтики".
Это выступление российского сатирика было бы смешно, если бы оно не являлось горькой правдой. Ни для кого не секрет, что именно Сергей Приходько является автором так называемого "прагматичного курса" в отношении стран Прибалтики. Курса, имеющего своей целью экономическое умиротворение прибалтийских националистов. А на практике - ставящего своей задачей развитие транзита российских грузов в сторону прибалтийских портов и отказа от критики прибалтийских властей по вопросу положения российских соотечественников и ревизии истории.
Напомним, что именно Приходько вытеснил из курирующего Прибалтику второго европейского департамента МИД России двух сторонников жесткого отстаивания интересов России в Прибалтике - Александра Удальцова и Михаила Демурина. Именно курс Приходько "проламывал" в Риге тяжеловес российской нефтегазовой дипломатии Виктор Калюжный. Калюжный ушел в отставку, но "прагматичный" курс Приходько остался - Россия продолжает отстаивать интересы своих соотечественников в Прибалтике лишь декларативно. А де-факто - делает ставку на продолжение политики умиротворения националистов.
Так почему же Сергей Приходько так ненавидит власти союзной России Белоруссии, что идет на нарушение основополагающих норм дипломатии, но при этом лоббирует курс на сотрудничество с прозападными националистическим и русофобскими режимами Прибалтики? Вопрос, видимо, риторический. Во всяком случае, ответ вряд ли лежит в сфере обеспечения интересов России.