Завершилась самая грязная президентская предвыборная кампания всех минувших времен в США со всеми ее изгибами и поворотами, резкими перепадами настроений, нелепыми побочными историями и случайными совпадениями — все это в сумме сродни готовому сценарию для очередного сезона знаменитого телесериала «Карточный домик».
Сегодня, 8 ноября, американцам предстоит поставить последнюю точку под полуторагодовой предвыборной кампанией Хиллари Клинтон и Дональда Трампа, которая, впрочем, рискует превратиться в запятую. Пока ясно, что за Трампа плотным поясом проголосует американский консервативный Юг, в котором под вопросом остается разве что Флорида с ее крупной долей латинос в населении штата. Юг за республиканца — это нетипично.
За Клинтон же гарантированно голосует вся Новая Англия — настоящий коренной Север Штатов, что опять же нетипично для голосования за кандидата от Демократической партии.
Более всего озадачивает последнее вмешательство в предвыборную кампанию директора ФБР Джеймса Коми. За двенадцать дней до выборов Коми объявил о предстоящем расследовании эпопеи с электронной перепиской Клинтон в бытность ее госсекретарем. Но за два дня до выборов тот же директор ФБР уже сообщил, что оснований для расследования нет.
Получается, что за какую-то рабочую неделю в ФБР разобрались с возможными уликами. Этот самый последний поворот сделал заключительные дни предвыборной кампании особенно безумными.
В финале своей президентской кампании Клинтон выглядела очень слабой. Казалось, она исчерпала последние запасы своей энергии в усилиях убедить аудиторию голосовать за нее. Не лучше выглядел и Трамп, когда его бегом выводили в Рино, штат Невада, под руки со сцены, спасая от мнимого покушения. В итоге всей этой предвыборной кампании два кандидата в президенты США напоминают двух боксеров на 12-м раунде боя, мутузящих друг друга уже в полубессознательном состоянии и не имеющих сил прикрыться даже от слепых ударов противника.
В последние месяцы президентская гонка продемонстрировала, что американская демократия превращается в низкопробный цирк. И американской демократии дальше предстоит жить с теми шрамами, которые оставила по себе эта диковинная и безумная предвыборная кампания, в которой рациональные аргументы были отставлены, а в риторике сторон доминировала примитивная ложь вкупе с не менее примитивной правдой.
СМИ превратили президентскую гонку в замешанную на грязи мыльную оперу, но ее реальность намного превзошла то, что показывала в «Карточном домике» семейка Андервудов. К 8 ноября 2016 года оба кандидата оказались заляпаны грязью с ног до головы. На следующий день после выборов стоит рассказать о грязи, покрывшей Трампа. Но накануне выборов уместней вести речь о грязи, облепившей Клинтон с ног до головы.
Еще в апреле 2015 года Дональд Трамп в социальной сети Twitter открыл свою персональную охоту против Клинтон, задав тон будущей гонке, в том числе, pro и contra относительно самого себя. В тот день он написал следующее: «Если Хиллари Клинтон не может удовлетворить своего мужа, то что позволяет думать, что она может удовлетворить Америку?»
В противовес подобной бестактности Клинтон стала доказывать, что своей грубостью «сексист» Трамп никак не может удовлетворить деликатную даму-Америку. Собственная же кампания Клинтон строилась на образе дружественной, скромной женщины — почти что бабушки всем, но особенно доброй и родной всем меньшинствам к ряду — геям, лесбиянкам, афроамериканцам и испаноговорящим латинос.
В ответ некто Роджер Стоун — политический консультант и лоббист, давний приятель Трампа запустил к выборам книжку, ставшую бестселлером, под названием «Война четы Клинтон за женщин» (The Clintons' War On Women). Из текста в 352 страницы, заключенные в твердом переплете, можно было ознакомиться с россыпью самых темных семейных историй супругов Клинтон, рассованных по углам всех темным чуланов и различных спален.
В частности, в книге речь шла о:
— подробностях изнасилования Биллом 19-ти летней Эйлин Уэлстон, за что его исключили из Оксфорда;
— подробностях «сексуальных побед» Билла над женщинами: Эйлин Уэлстон, Хуанитой Броддрик, Кэролин Моффет, Лиз Уорд, Бекки Браун, Хелен Дауди, Паулой Джонс, Кэтти Фергюсон, Кристи Зерчер, Кэтлин Уилли и прочих, прочих, прочих;
— использование Хиллари услуг частных детективов по сбору информации о «сексуальных жертвах» Билла и их шантажу для того, чтобы они молчали;
— странных отношениях Хиллари с ее помощницей Хумой Абедин — супругой не менее странного Энтони Вайнера;
— отношениях супругов Клинтон с обвиненным в педофилии неким Джеффри Эпштейном;
— связях фонда Клинтон с султаном Брунея, содержащего гарем из сонма несовершеннолетних девиц;
— утверждении, что Билл не является биологическим отцом своей дочери Челси Клинтон, и факт этот будто бы подтверждается ДНК анализом;
— содержании в некоем наркологическом реабилитационном центре незаконнорожденного от проститутки сына Билла Клинтона — некоего афроамериканца, которого Билл отказался признать сыном.
«Война четы Клинтон за женщин»
На вторых теледебатах Трамп и попытался показать стране одну из «изнасилованных» Биллом Клинтоном женщин — упомянутую в книге Стоуна 73-х летнюю Хуаниту Броддрик. Броддрик утверждала перед собравшимися журналистами, что была изнасилована Биллом в 1978 году, т. е. 38 лет назад.
Еще раньше до выхода книги Стоуна, 31 августа 2015 года, мишенью Трампа на его странице в Twitter стала конкретно главный советник Хиллари Клинтон — Хума Абедин. Ее Трамп назвал «главным риском безопасности» страны и «женой извращенца отвратительного Энтони Вайнера».
Американка индо-пакистанского происхождения Хума Махмуд Абедин в течение почти 20 лет всю свою профессиональную карьеру работала на Хиллари Клинтон. Начинала она еще стажером в Белом доме, когда Хиллари пребывала в нем в качестве первой леди. Напомним, что другим стажером в Белом доме была Моника Левински.
Муж Абедин — энергичный и остроумный Энтони Вайнер долгое время считался одним из самых потенциальных политических выдвиженцев в партии демократов. Однако его карьеру прервали самые темные и нелепые любовные страсти посредством компьютерных сетей. В 2011 году Вайнеру пришлось уйти в отставку из Палаты представителей после разоблачений в непристойном поведении — электронном секстинге посредством Twitter.
Попытка его возвращения в политику через выдвижение на пост мэра Нью-Йорка сорвалась из-за новых разоблачений в электронном секстинге.
Вот как раз во время президентской кампании о похождениях в сетях Вайнера и напомнили, сделав его потенциально опасным для кандидата демократов посредством его супруги — Абедин — главного помощника Клинтон. 28 августа 2016 года в разгар избирательной кампании New York Post сообщил о новом похождении Вайнера на почве секстинга в социальных сетях. Хума Абедин в ответ на очередной компромат объявила о намерении «после долгих и болезненных размышлений» оставить мужа.
Спустя месяц, 21 сентября 2016 года, британская Daily Mail опубликовала статью о секстинге Вайнера с 15-ти летней девочкой. В самый неподходящий момент для Клинтон и была предъявлена эта девочка, которая подтвердила обвинения по части секстинга в отношении Энтони Вайнера. И вот тут-то далее и прозвучал решающий выстрел, направленный в Клитнон. На предвыборную сцену всего за 12 дней до выборов из-за политических кулис вышел сам директор ФБР Джеймс Коми. Он вновь выдвинул обвинение по поводу электронной переписки Клинтон, но почему-то соединил ее с электронной перепиской Абедин и ее мужа Энтони Вайнера. Объем писем семейной пары на их персональном компьютере состоял из 650 тысяч писем.
Среди них действительно могли оказаться письма госсекретаря Клинтон, адресованные ее помощнице.
В устроенном Коми последнем представлении соединились две линии компромата в адрес Клинтон.
Скандал об электронной переписке Клинтон в бытность ее госсекретарем посредством частного сервера в Чаппакуа, расположенном в часе езды к северу от Нью-Йорка, начался еще до того, как она стала официальным кандидатом на пост президента США от Демократической партии. ФБР тогда начало расследование. Клинтон же заявила, что использование ею личной учетной записи электронной почты «было разрешено» Государственным департаментом.
Это оказалось ложью. Клинтон тогда же сказала: «Я не пересылала по электронной почте кому-либо секретные материалы. Там не было секретных материалов». Но и это оказалось неправдой! В массиве ее переписки ФБР обнаружило по крайней мере 110 писем, которые содержали информацию под грифом «секретно», и 22 письма с «совершенно секретными» материалами. В 65 случаях она отправила материалы, которые были классифицированы как «для служебного пользования». Но в итоге расследование ФБР против Клинтон было прекращено в июле 2016 года без предъявления ей иска.
Вывод ФБР — Хиллари Клинтон была «крайне небрежна» и «не придерживалась правил» во время своей работы на министерском посту. Однако директор ФБР заявил, что «какие-либо обвинения не уместны в данном случае».
Казалось, Клинтон выскочила из этого неприятного скандала с чуть подмоченной репутацией. Однако 28 октября 2016 года глава ФБР вернулся к вопросу, когда объявил, что ведомство может возобновить расследование, поскольку обнаружены новые улики. Где? Да, в компьютере Абедин и Вайнерта, в связи с обвинениями последнего в секстинге несовершеннолетней.
Кто может понять этот шквал электронных скандалов? ФБР одновременно занимается тремя разными делами:
— перепиской Клинтон в бытность ее госсекретарем с использованием частного сервера;
— взломом сервера демократической партии и утечкой в публичное пространство предвыборных материалов этой партии посредством WikiLeaks;
— электронной перепиской мужа главного советника Клинтон — Хумы Абедин и ее перепиской, которая якобы имеет связь с перепиской Клинтон в бытность ее госсекретарем. Тут же попутно выясняется, что ФБР подбирается к Фонду Клинтон с его подозрительными внешними финансовыми связями с арабским миром и к старым делам Билла Клинтона в бытность его президентом США.
Но после всего этого винегрета за два дня до выборов тем же Коми объявляется, что ФБР не будет возобновлять расследование по делу об электронной переписке Клинтон.
А вот другой чуть не подкосивший Клинтон в предвыборную кампанию случай. 1 сентября 2016 года Трамп в своем Twitter выразил сомнения в силах и здоровье Клинтон. И спустя десять дней (как специально знал) — 11 сентября это сомнение наглядно подтвердилось на траурной церемонии в Ground Zero на Манхэттене в Нью-Йорке. Через час после начала Клинтон внезапно покинула церемонию. Она не могла стоять на ногах. Была ли у Клинтон пневмония, как утверждало ее окружение, или нечто другое — не ясно, но кошмар для любого кандидата президентской кампании — обморок на публике состоялся.
Стратегия противоборства с Клинтон у Трампа определялась коротким выражением — «Crooked Хиллари», т. е. «плутовка Клинтон». И, похоже, что Клинтон, действительно, выезжала в своей предвыборной кампании на плутовстве — большом и маленьком.
В последний день накануне выборов Трамп успел последний раз боднуть Клинтон, заявив, то та является «самым коррумпированным человеком», когда-либо баллотировавшимся в президенты США. «Расследование ее преступлений будет идти еще очень-очень долго», — сказал Трамп, добавив, что он верит в правосудие, которое своим голосованием могут свершить американские избиратели. В предвыборной кампании Трамп представлял Клинтон марионеткой ненавистной кастовой политической системы — простой пешкой вашингтонской элиты. На этой ноте он начал свою персональную кампанию против Хиллари, на ней — и закончил. Трамп пообещал, что выборы 8 ноября станут «Брекcитом (выход Великобритании из ЕС), помноженным на 50». Т. е. он пророчит неожиданный для всех текущих прогнозов результат — свою сокрушительную победу.
Около четырехсот экономистов написали открытое письмо американским избирателям с предупреждением, что президентство Трампа станет катастрофой для Америки. Через пару месяцев триста других экономистов опубликовали предупреждение в адрес экономической политики Клинтон. Все четыре ныне живущих экс-президента США — два демократа и два республиканца — Джордж Буш-старший и Джордж Буш-младший, Билл Клинтон и Джимми Картер — все высказались в том смысле, что они не видят Дональда Трампа в качестве президента Соединенных Штатов.
Однако рядом отбывающий тюремное заключение боксер Майк Тайсон, герой рестлинга Халк Хоган и кинозвезда с амплуа молчаливого, но стреляющего без промаха героя вестерна — Клинт Иствуд — все эти крепкие парни высказались «за» Трампа.
И когда эта бесконечная в полтора года предвыборная кампания завершилась, похоже, что огромное число американцев вздохнули с облегчением. И, тем не менее, результат от ушатов вылитой на Клинтон грязи все-таки трудно взвесить в последний день накануне выборов. Очевидно, что уровень ненависти к Хиллари Клинтон, как представителю традиционного истеблишмента, среди миллионов простых американцев высок.
Ясно, что Хиллари не приемлют, но в какой степени и насколько ее неприятие результативно — покажут лишь сегодняшние выборы.