О том, насколько могут быть циничными политические игры, в которых человеческие жизни являются разменной монетой, сказано уже достаточно много. Однако порой цинизм и неприкрытая ложь начинают переходить все разумные пределы.
В начале ноября Центр евроатлантических исследований в Белграде (CEAS), который живет за счет западных средств, призвал официальные российские лица «перестать систематически и публично приводить неточные данные о количестве жертв натовских бомбардировок Союзной Республики Югославии (СРЮ)». Как считают в этой организации, абсолютно «безответственно и опасно то, что почти ни один участник общественной жизни Сербии не возражает против искажения истории, связанной с бомбардировками НАТО, вне зависимости откуда это исходит — из Сербии или извне».
И, что самое поразительное, утверждается, что «подобные искажения призваны отвратить Сербию от общих процессов демократизации и стабилизации, от нормализации отношений с Косово, которые необходимы, в том числе, для европейской интеграции Сербии, а также от тесного сотрудничества с НАТО, которое может помочь в столь необходимой реформе системы безопасности и, главное, взять ее под демократический контроль». Хотелось бы особо обратить внимание на последнее фразу, к которой у более или менее адекватного человека, даже не живущего в Сербии и не попавшего в свое время под натовские бомбардировки, не может не возникнуть множества вопросов.
CEAS заявляет, что «очень точными методами, с использованием данных из нескольких источников Фонд гуманитарного права установил, что с 24 марта по 9 июня 1999 года в результате авиаударов НАТО погибло 758 человек, из которых 267 — в центральной Сербии, десять — в Черногории, а остальные в Косово и Метохии. Из их числа 450 человек были мирными жителями, а около 300 — военнослужащими Армии Югославии, Министерства внутренних дел Сербии и членами Армии освобождения Косово». А потому заявления российских и сербских политиков о тысячах погибших и пострадавших во время бомбардировок являются вымыслом и не имеют права на существование.
И здесь есть два момента, на которые хотелось бы обратить внимание. Во-первых, это неприкрытое лицемерие и манипуляция статистическими данными со стороны Центра, а во-вторых — отсутствие какой-либо этики и моральных принципов, особенно на фоне того, что действительно натворила НАТО в Сербии.
Для начала нужно напомнить, что операция «Союзная сила», проводившаяся НАТО с 24 марта по 10 июня 1999 года против СРЮ, сегодня даже на Западе оценивается, мягко говоря, неоднозначно. Например, еще в конце прошлого столетия независимая комиссия по расследованию военных преступлений руководителей НАТО против Югославии, созданная по инициативе премьер-министра Швеции Ханса Йорана Перссона, пришла к выводу, что операция была незаконной, так как проводилась без предварительного одобрения со стороны Совета Безопасности ООН. Тогда же комиссия подвергла критике использование авиацией НАТО кассетных бомб, а также бомбардировку химических промышленных комплексов и нефтекомбинатов, которые нанесли непоправимый урон экологии региона. И это не считая того, что даже по официальным данным на югославов было сброшено более 21 тысячи тонн взрывчатых веществ, а в ходе авиаударов использовались запрещенные типы боеприпасов с радиоактивными примесями. Только одно это уже должно навсегда закрыть рот тем, кто постоянно пытается оправдать события 1999 года под предлогом «принуждения сербов к миру».
Но, несмотря на это, CEAS заявляет, что «о бомбардировках НАТО Союзной Республики Югославии нужно говорить в контексте обстоятельств, которые к этим бомбардировкам привели, и событий, происходивших во время них». Якобы только из-за сербов с начала 1998 года до конца 2000 года в столкновениях в Косово погибло в общей сложности около 13,5 тысяч человек (как не трудно догадаться, о бомбардировках в данной статистике речи не ведется).
И вот что самое поразительное: оказывается, что ни CEAS, ни какая-либо иная подобная ей организация, финансируемая из-за океана, заявляя о «миротворческой» миссии НАТО по защите албанцев Косово от сербов, не вспоминает о множестве других более кровавых межэтнических конфликтах, куда доблестные натовские военные не соизволили явиться. Можно хотя бы вспомнить Руанду 1994 года, в которой по разным подсчетам было вырезано до 1 млн человек.
Но этот конфликт тогда не сильно волновал Альянс, в отличие от проблем на Балканах, что свидетельствует о том, что о миротворчестве в НАТО если и думают, то в самую последнюю очередь. Как и предпочитают не обращать там внимания на реальные последствия своих действий в конце прошлого столетия, считая данные Сербии и России чуть ли не выдумкой. И такая позиция Альянса вполне предсказуема, так как сербская статистика разительно отличается от западной.
Например, по оценкам сербских властей, за время бомбардировок погибли около 2,5 тысяч человек, включая 89 детей, а ранения получили более 12,5 тысяч сербов. При этом около 863 тысяч человек, в первую очередь проживавшие в Косово сербы, добровольно покинули данный регион, а еще 590 тысяч стали вынужденными переселенцами. Интересно то, что даже всем известная правозащитная организация Human Rights Watch, которую сложно заподозрить в искренней любви к Сербии, в свое время также заявляла о более полутысячи погибших мирных граждан. Однако, к сожалению, как показывает практика, реальные цифры сербских потерь никому сегодня на Западе не интересны.
К слову, в случае, например, с Сирией западные аналитики тоже почему-то «путаются» в цифрах. Так, по версии Пентагона, в период с июля 2015 года по апрель 2016 года «случайными» жертвами авианалетов американских ВВС в Сирии и Ираке стали всего 14 человек, не имеющих отношения к боевикам. А вот Международная правозащитная организация Amnesty International приводит совершенно иные данные, оценивая последствия действий международной коалиции во главе с США на Ближнем Востоке. По ее сведениям, жертвами бомбардировок с 2015 года только в Сирии стали около 300 мирных жителей. И это, скорее всего, весьма заниженные цифры.
Как отмечают исследователи из Группы по анализу данных по правам человека (Human Rights Data Analysis Group, HRDAG), точный подсчет в условиях боевых действий не возможен в принципе. Например, после многолетнего изучения ситуации в Косово (около 15 лет) оказалось, что этого времени хватило лишь на идентификацию не более половины от общего числа погибших. Это означает, что ни о каких 450 мирных жителей, погибших во время бомбардировки НАТО Сербии, не может быть и речи, так как жертв было гораздо больше.
В конце хотелось бы отметить еще один момент. Если присмотреться к многочисленным заявлениям организаций, подобных CEAS, то оказывается, что человеческая жизнь для них и их спонсоров не значит ровным счетом ничего. Ведь, по сути, абсолютно не важно, погибли тысячи человек, или только один, так как человеческая жизнь ценна сама по себе, а за каждой смертью стоит горе и невосполнимая потеря для всего общества. Однако принципами морали и этики в погоне за политическими и экономическими выгодами на Западе предпочитают пренебрегать.