Политолог Виктор Пироженко — о том, как может отразиться арест Сущенко на отношениях России и Запада
В Москве по обвинению в сборе шпионской информации о Вооруженных силах и войсках Национальной гвардии России задержан на два месяца гражданин Украины Роман Сущенко. В ФСБ предполагают, что подозреваемый — кадровый сотрудник украинской военной разведки.
Украинские СМИ и официальные лица разного калибра, не дожидаясь прояснения ситуации, сразу же развернули кампанию в защиту Сущенко, попутно обрушившись с дежурными обвинениями на Россию. Очевидно, что киевский режим рассчитывает использовать историю с задержанием Сущенко как повод для катализации начавшей несколько затухать антироссийской истерии. Ведь, судя по последним соцопросам, налицо существенное ослабление антироссийских настроений на Украине. А для режима, который использует русофобию как основную технологию управления общественным мнением, такое положение дел просто неприемлемо.
Рассчитывает Киев и на то, чтобы вписать эту историю в массированную информационную кампанию против России, которая раскручивается на Западе и приобрела в последние дни наиболее агрессивные формы.
Главный «месседж» киевских пропагандистов — «Сущенко — журналист солидного новостного агентства «Укринформ», его все знают как журналиста, а следовательно, он не может заниматься сбором разведданных». Россия же обвиняется в «массовых и системных ущемлениях прав человека», «свободы слова», «в фабрикации дел» и так далее. При этом киевский режим, видимо, все же извлек урок из неудачного опыта героизации наводчицы Савченко. Сущенко в киевском агитпропе пока представляется общественному мнению в виде «жертвы», а не «героя».
Вся эта кампания подозрительно быстро получила большой международный резонанс. И вот уже сам глава украинского кабмина Гройсман призвал весь мир выступить в защиту Сущенко, которого назвал «политзаключенным», а председатель Верховной рады Парубий в качестве ответной меры предложил ввести визы для российских граждан для въезда на Украину.
Предложение ввести для россиян визовый режим высказывается представителями киевской власти уже не впервые. Правда, во все предыдущие разы эта инициатива оказывалась безрезультатной, но сейчас шансов на ее реализацию больше. Некоторые украинские политики пошли еще дальше, предложив не ограничиваться полумерами. Например, заместитель Юлии Тимошенко во фракции «Батькивщина» Сергей Соболев призвал разорвать дипотношения с Россией.
Реакция из Киева на арест Сущенко была столь оперативна и организована, что это лишь подтверждает подозрения российских спецслужб в отношении этого гражданина Украины. Не стоит, конечно, бежать впереди следствия и уподобляться киевским «правоохранителям» с голословными обвинениями. Но проанализировать интересные детали будет небесполезно.
В «Укринформе» утверждают, что Сущенко работает в агентстве с 2002 года, а собственным корреспондентом во Франции — с 2010 года. Его задержали в Москве 30 сентября, куда он приехал на время отпуска к родственникам в Россию. По данным агентства, Сущенко был задержан в Москве в день прибытия. Главное управление разведки МО Украины, чьим сотрудником, по подозрениям, Сущенко и является, разумеется, отрицает всякую связь с ним.
Безосновательное задержание журналиста российскими властями, а тем более украинского, учитывая весь контекст двусторонних отношений, в принципе невозможно. И основания задержать Сущенко были.
Конечно, за несколько часов пребывания в России он не мог собрать шпионскую информацию. Но вполне мог заниматься этим из Франции, откуда он и прибыл в Москву. И если это так, то его «вели» давно, в том числе и на территории Франции. И не исключено, что во время поездки в Москву ничего не подозревающий «журналист» попытался совместить приятное с полезным — проведать заодно и родственников, и конфидентов.
Обратим внимание, что реакция первых лиц киевского режима очевидно непропорциональна произошедшему событию. Похоже, что арест Сущенко перепугал киевских функционеров так, как будто он в реальности занимается тем, в чем его обвиняет ФСБ. Создается впечатление, что в Киеве после крымского инцидента — когда украинские террористы были задержаны на территории Крыма — опасаются потока признаний очередного своего провалившегося сотрудника. А потому посредством мощной кампании пытаются провести «вакцинацию» общественного мнения. То есть до всякого прояснения ситуации заранее сформировать в публичном пространстве выгодные для себя штампы восприятия всей этой истории.
Очередной виток пропагандистской войны Запада против России дает Киеву для этого удобную возможность. Не исключено, что антироссийской кампанией в истории с Сущенко Киев пытается добавить к двум темам, которые сейчас отрабатываются на Западе, — «гуманитарный крах в Алеппо по вине России» и «сбитый боинг на Донбассе», третью — «арест невинного журналиста». МИД Украины обратился в ООН, ОБСЕ и Совет Европы с просьбой отреагировать на его задержание. Представитель ОБСЕ по вопросам СМИ и правозащитная группа «Репортеры без границ» уже призвали российские власти немедленно освободить задержанного до всякого расследования.
Конечно, по сравнению с масштабной и культивируемой демонизацией России на Западе этот информационный повод может выглядеть мелко. Но киевские функционеры привыкли публично сублимировать свои комплексы неполноценности, не задумываясь над их рационализацией.
И если Запад подхватит «тему Сущенко», то это означает появление в пропагандистской антироссийской повестке Запада еще одной точки давления на нашу страну вдобавок к двум упомянутым и на фоне уходящей «темы допинга». Ожесточенная антироссийская истерия, доходящая у наших западных партнеров до состояния невменяемости, требует некоторой коррекции ответных действий российской стороны. Уже начинает казаться, что красная черта в отношениях Запада с Россией близка.
И Москве пора приводить «западных партнеров» в чувство.