«Санкции ЕС ведут к независимости российского рынка»

Первый советник посольства Сербии в России Ранко Павлович — об отношениях Москвы и Белграда, антироссийских санкциях и пути стабилизации отношений между РФ и ЕС

Президент Сербии Томислав Николич на встрече с вице-президентом США Джозефом Байденом заявил, что Белград не будет вводить антироссийские санкции, даже если этого потребует внешняя политика Евросоюза. Первый советник посольства Сербии в России Ранко Павлович рассказал корреспонденту «Известий» Анне Халитовой об антироссийских санкциях, стабилизации отношений РФ и ЕС, а также о любви сербов к нашей стране.

— Считаете ли вы правильным решение сербского руководства не вводить санкции по отношению к России?

— Конечно, это естественное и самое правильное решение, поскольку Россия является нашим стратегическим партнером, нашим другом. Россия поддерживает Сербию на мировой политической площадке и является одним из основных партнеров Сербии и в экономической сфере. Российские предприятия — самые успешные в Сербии. Поэтому естественно, что мы не собираемся вводить санкции против РФ.

— Нет ли опасений, что это может как-то повлиять на процесс вхождения Сербии в Евросоюз?

— Знаете, многие страны, которые являются членами ЕС, — например, Швеция и Хорватия, — несмотря на санкции, активно развивают экономические отношения с Россией. То, что Сербия углубляет свои экономические отношения и товарооборот, не является никаким нарушением и фактором, который бы затормозил движение Сербии в сторону Евросоюза.

— Не считаете ли вы, что подобные визиты представителей властей США направлены на смену политического курса Сербии?

— Я не присутствовал на переговорах, так что не могу точно сказать, какие цели преследовала данная поездка. Но как обычный гражданин могу сказать, что наш политический курс стабилен. Наивно думать, что один визит Байдена может в какой-то степени изменить нашу внешнюю политику.

— Как вы считаете, что может способствовать нормализации отношений ЕС и России?

— В первую очередь нужно, чтобы ЕС отозвал санкции. Естественно, тогда и Россия отменит свои меры. Я думаю, что это решение должно быть обоюдным. Россия является партнером Запада, у этих отношений долгие традиции, и я думаю, что в интересах как ЕС, так и России — поддерживать хорошие взаимоотношения. А чтобы достичь этого, надо аннулировать санкции и найти другие решения. Поскольку политика вмешивается в экономику, я сомневаюсь, что это произойдет сразу. Но я думаю, что санкции не являются инструментом решения политических вопросов. Россия — самодостаточная страна, и подобные меры в конечном счете приводят только к независимости российского рынка. Сейчас видно, как развивается российское хозяйство. Так что я считаю, что санкции ни к чему не ведут, надо открыто и на политическом уровне решать все проблемы. Не могу точно сказать, когда именно могут быть сняты санкции. Насколько я знаю, Евросоюз продлил их еще на полгода. Думаю, это связано с политическим давлением и не имеет никакого отношения к экономике.

— Может ли Сербия со своей стороны выступить посредником в отношениях России и ЕС?

— Сербия не является членом Евросоюза. Вряд ли наша маленькая страна может быть посредником в таком вопросе. Не думаю, что России вообще нужен посредник. Россия — мощная и независимая страна, которая самостоятельно может развивать диалог с ЕС. Посредник был бы нужен, если бы диалог между РФ и ЕС вообще не существовал.

— Как сербский народ реагирует на давление со стороны США и ЕС по антироссийским санкциям?

— Сербский народ всегда на стороне России. Сербия пережила бомбежки, у нашего народа негативное отношение к НАТО. Так что я думаю, что сербский народ однозначно не поддерживает санкции. Это можно увидеть даже в интернете, если почитать отзывы сербов касательно данного вопроса. Для любого серба Россия — неизменная категория. Мы помним, как возмущался русский народ, когда бомбили Сербию, насколько русский народ был близок с сербским. И какой была поддержка сербов во время наводнений в мае 2014 года. Мы всегда будем за Россию, будем развивать хорошие дружеские отношения. С другой стороны, мы стремимся быть членами Евросоюза и Россия не имеет никаких претензий по этому поводу и поддерживает нас.