Мятежный июль в Ереване: 15 дней захвата

Захват полка патрульно-постовой службы в Ереване не просто всколыхнул армянское общество, он стал лакмусовой бумажкой существующих в стране проблем. Sputnik Армения представляет краткую хронику событий последних дней.

С первых дней захвата армянское общество раскололось на три части: ярые сторонники, ярые противники и не столь ярые наблюдатели.

17 июля

В ночь на 17 июля группа вооруженных лиц захватила здание полка патрульно-постовой службы в столичном административном районе Эребуни. Группа, называющая себя "Сасна црер" ("Сасунские храбрецы"), взяла в заложники не только служащих полка ППС, но и прибывших на место высокопоставленных полицейских. При захвате погиб замначальника полка ППС Артур Ваноян, несколько человек получили ранения.

Если подходить к случившемуся с правовой точки зрения, то можно сказать, было совершено преступление. Но тут есть несколько "но". Члены группы "Сасна црер", уважаемые в народе ветераны Карабахской войны, потребовали освобождения представителя оппозиционной гражданской инициативы "Учредительный парламент" Жирайра Сефиляна, а также отставки высшего руководства страны.

Уже днем 17 июля полиция во избежание народных волнений начала задерживать "подозрительных" лиц в районе оцепления на улице Хоренаци, а также в других частях города.

Приводу подвергались большей частью случайные люди, причем десятками. Прямо на моих глазах человека запихнули в полицейскую машину только за то, что он накинул на плечи армянский флаг, другого гражданина, возмутившегося действиями полиции, постигла та же участь. Впоследствии ошибочность задержаний подтвердилась: подавляющее большинство подвергнутых приводу или задержанных граждан было отпущено.

20 июля

Следующий заслуживающий внимания акт этого действа произошел вечером 20 июля. На улице Хоренаци проходил очередной митинг. Его участники требовали передать группе "Сасна црер" продукты питания. Ранее допуск к членам вооруженной группе имел депутат парламента Армении Никол Пашинян, призывавший отказаться от силовых методов решения проблемы, поскольку это чревато многочисленными жертвами. Он лично взялся доставить продовольствие вооруженной группе и отправился "решать вопросы", но у него ничего не вышло. В дальнейшем Пашиняна обвинили в попытке "поймать волну" для своего пиара, и он ненадолго "обиделся". Через какое-то время он "по многочисленным просьбам вернулся", чтобы снова уйти. Но это было потом.

Вечером 20 июля ситуация на улице Хоренаци обострилась. В полицейский кордон полетели камни и другие предметы. В ответ полиция применила светошумовые гранаты, в ход пошли дубинки.

Вспышку насилия удалось остановить во многом благодаря вернувшемуся на место событий депутату Пашиняну. Итоги — приводу подверглось 136 человек, десятки получили ранения.

22 июля

Лишь через несколько дней со стороны высшего руководства страны прозвучали заявления о недопустимости решения политических вопросов подобным путем. С призывами к мирному разрешению ситуации выступили общественные и политические деятели. Многие ветераны карабахской войны выразили готовность выступить в качестве переговорщиков. С официальными заявлениями выступили также Россия, США и ЕС, выразившие свою обеспокоенность происходящим. Россия поддержала действия армянских властей, направленные на мирное разрешение проблемы, ЕС и США заявили о необходимости воздерживаться от насильственных действий.

23 июля

Герой карабахской войны, генерал в отставке Виталий Баласанян ведет переговоры с членами вооруженной группы. При его посредничестве в качестве акта доброй воли были освобождены заложники, в том числе заместитель начальника полиции Армении Вартан Егиазарян и замначальника полиции Еревана Валерий Осипян. В обмен на это членам группы дали возможность пообщаться с журналистами и выступить с заявлениями. Как ни странно журналисты вовсе не испугались членов группы, и желающих пообщаться было немало…

27 июля

В последующие дни между "Сасна црер" и полицией происходили перестрелки. Несколько членов группы были ранены (некоторых доставили в больницу, другие остались в полку), двое сдались. Среди раненых 27 июля были лидер группы Павел Манукян и его сын. В тот же день неожиданно для всех вооруженная группа взяла в заложники бригаду "Скорой помощи" из четырех человек. В социальных сетях это привело к новым стычкам между сторонниками и противниками вооруженной группы. Хотя нужно признать, что "военные действия" на полях Facebook шли с первого дня.

29 июля

Ранены трое членов вооруженной группы — Араик Хандоян по прозвищу "Одинокий волк", а также Артур Мелконян и Армен Ламбарян. Последние были госпитализированы. Позднее Артур Мелконян дал показания, заявив, что не знал об истинных планах группы.

30 июля

В ночь на 30 июля на улицу Хоренаци направилось новое протестное шествие, однако на полпути большая часть демонстрантов свернула в сторону квартала Сари Тах, прилегающего к месту захвата. Именно там произошли наиболее жестокие за последние две недели столкновения.

Несколько десятков митингующих, в том числе около десяти журналистов подверглись жестокому избиению со стороны "неизвестных" лиц в гражданском. Итог — 17-летний парень потерял глаз, светошумовая граната полицейских попала в один из домов, в результате пострадал двухмесячный ребенок, которого, к счастью, удалось вывести из шокового состояния.

Практически то же самое началось на улице Хоренаци. Сразу после предупреждения о том, что митинг не санкционирован, в людей полетели светошумовые гранаты, кордон расступился и на первый план вышли "красные береты". Здесь, в отличие от Сари таха, журналисты сильно не пострадали. В итоге в отделения полиции были подвергнуты приводу 165 человек, в больницы поступило 73 раненых, большинство из которых демонстранты.

Утром того же дня от выстрела снайпера погиб сотрудник полиции. Как утверждает полиция, стреляли с территории полка, однако члены "Сасна црер" опровергли свою причастность к убийству полицейского. Фотографии, представленные полицией, вызвали еще больше сомнений в достоверности данной информации. В подтверждение полиция обнародовала видео, на котором изображено передвижение стрелка.

Митинги продолжились. Однако из-за отсутствия конкретных лидеров, они носили сумбурный характер. Была перекрыта улица Баграмяна, один из митингующих попытался совершить акт самосожжения. Однако в скором времени участники митинга мирно разошлись по требованию полиции, не придя к согласию относительно дальнейших шагов.

Между тем СНБ объявил группе ультиматум — сложить оружие и сдаться, иначе силовики будут стрелять на поражение. Уже вечером члены группы освободили оставшихся двух медработников (двое были освобождены ранее).

31 июля

Выстрелы и взрывы светошумовых гранат не утихали с утра. Был ранен еще один член группы Седрак Назарян.

Полиция сообщила о двух сдавшихся членах вооруженной группы — Рубене Геворкяне и Геворке Мелконяне. Было распространено видео, на котором они рассказывают о том, как оказались в составе вооруженной группы "Сасна црер". Из их показаний следует, что они не знали об истинных намерениях группы.

Этот день стал решающим. Сначала группа заявила о готовности к переговорам, потом приняла решение сложить оружие.
Вечером 31 июля оставшиеся в полку члены группы "Сасна црер" (20 человек) при посредничестве все того же Виталия Баласаняна сложили оружие и сдались властям, чтобы не допустить кровопролития.

"Сасна црер" объявили себя военнопленными, хотя, согласно международному праву, они не могут считаться таковыми.

Развернувшиеся вокруг захвата здания полка события, которыми страна в прямом смысле этого слова жила на протяжении двух недель, показали, что в стране назрели перемены, как во внутриполитической, так и общественной жизни.

Страны: 
Эксперты: