Африканские боевики «покончили» с переизбытком нефти. Если снижение поставок из США и Венесуэлы из-за низких цен на «черное золото» было ожидаемо, то неожиданное падение в Нигерии и Ливии покрыло даже рост добычи в Иране. Насколько экстремисты «Исламского государства», которое запрещено в России, имеют отношение к африканским боевикам, неизвестно. Однако те взяли на вооружение именно «нефтяную» тактику ИГ, как добиться своих целей. И, осознанно или нет, но играют на руку тем же исламским экстремистам, которые страдают от низких цен на нефть. Дешевое золото стало одной из причин, почему нефтяные доходы ИГ за год снизились вдвое, до $ 250 млн, заявил помощник министра финансов США по терроризму и финансовой разведке Дэниел Глейзер.
Поэтому последние масштабные атаки в Нигерии и противостояние в Ливии пришлись очень кстати. Сегодня мировой финансовый конгломерат Goldman Sachs заявил, что нефтяной рынок от переизбытка перешел в дефициту.
«Нефтяной рынок перешёл от приближающегося перенасыщения к дефициту намного раньше, чем мы ожидали», — сообщил, как передает агентство Reuters, Goldman Sachs, отметив, что рынок «вероятно, перешёл к дефициту в мае… за счёт одновременно устойчивого сильного спроса и резко снижающейся добычи». В итоге сегодня утром цена на нефть укрепилась на отметке 48,47 долларов за баррель.
Ранее ожидалось, что на цену на нефть скажется падение добычи в США и Венесуэле, однако наращивание экспортных поставок Ираном до санкционного уровня снова удешевит нефть и создаст ее переизбыток на рынке.
Этого не произошло. В пятницу нигерийские боевики взорвали нефтяную скважину компании Chevron на трубопроводе Макараба в южной части дельты Нигера. Неделей ранее они напали на другой объект американцев — плафторму Окан, на которую подается нефть с нескольких месторождений. Кроме того, еще одна майская атака боевиков привела к повреждению трубопровода и остановке поставки нефти на экспортный терминал Форкадос компании Shell. Сколько всего за последнюю неделю произошло нападений на нефтяные объекты в дельте Нигера, власти страны не уточняют. Однако, кроме Chevron и Shell, о приостановке поставок нефти заявили и в ExxonMobil. По словам министра финансов Нигерии Кеми Адеосуна, добыча упала до рекордных показателей за последние два десятилетия — с 2,2 до 1,65 млн баррелей с сутки.
«Мы ожидали новых сбоев поставок из Нигерии на этой неделе, однако масштаб новых проблем превзошел наши ожидания», — заявил агентству Reuters Оливье Жакоб из компании Petromatrix.
Нигерийские боевики при этом заявили, что это только начало их войны с западными компаниями, которые должны убраться из страны в течение двух недель.
В Ливии падение добычи происходит при открытом участии ИГ, чьи экстремисты пытаются блокировать нефтепорты и контролируют сегодня треть побережья Ливии. Кроме того, как мы уже писали, там идет противостояние двух основных политических сил запада и востока. В мае оно привело к тому, что торговая компания Glencore не смогла загрузить свои танкеры нефтью. Анонимный чиновник в Триполи заявил, что добыча может снизиться на 120 тысяч баррелей в сутки, если Национальная нефтяная компания из Бенгази, которую контролирует восточное «правительство» Ливии, продолжит блокирование загрузки танкеров правительственной нефтью в восточном порту Марса аль-Харига.
Добыча нефти в Ливии, как сообщает Reuters, уже снизилась более чем на четверть и составляет сегодня 1,6 млн баррелей в сутки.
В Нигерии позиции «Исламского государства» также сильны, однако его участие в организации атак не доказано. Там и раньше происходили, но не такие масштабные, нападения, а в этот раз ответственность за атаки взяли на себя боевики новой группировки «Мстители дельты Нигера». Они ничего не заявили о своем отношении к ИГ и местной группировке «Боко Харам», которая присягнула на верность исламским экстремистам. Боевики якобы защищают интересы жителей дельты Нигера, требуют справедливого распределения доходов от добычи и собираются создать независимое государство. Местные власти обвинили в появлении группировки экс-президента Гудлака Джонатана, который уступил свой пост после выборов в прошлом году Мухаммаду Бухари. Впрочем, боевики отрицают эту связь.
Любопытно, что события в Ливии и Нигерии совпали по времени друг с другом и с началом атак «Исламского государства» в Сирии и Ираке, которые также пришлись на нефтегазовые объекты. В последнее время исламские экстремисты вели ожесточенные бои с войсками Дамаска за газовые месторождения Шаер, Махр и Джезаль, газ с которых поступает на ТЭЦ в Хомсе и Дамаске. А вчера атаковали завод по производству «бытового» газа под Багдадом. Первая машина взорвалась у ворот, на второй смертники проникли на территорию, и перестрелка с охраной привела к пожару. Как сообщает ИТАР-ТАСС, погибли не менее 11 человек.
Имеют ли события в Ливии, Нигерии, Сирии и Ираке связь, пока неизвестно. Известно, что, например, нигерийские боевики взяли на вооружение еще одну тактику «Исламского государства». Они ведут активную пропаганду в соцсетях и имеют даже официальную страничку в Facebook, на которой размещают новости о крупных атаках и свои требования.
На выходные в Нигерии на саммите региональной безопасности находился глава МИД Великобритании Филип Хаммонд, который заявил, что справиться с боевиками военными средствами не получится. Нефть из дельты Нигера приносит 70% национального дохода этой самой богатой нефтью в Африке страны, однако население региона считается одним из самых бедных. На этом и играют многие группировки, особенно успешно — «Боко Харам», которая сейчас представляет интересы «Исламского государства» в Нигерии и ведет партизанскую войну с правительством на севере страны.
Даже если прямая связь «Исламского государства» доказана не будет, то его опосредованную роль в «дефиците» нефти трудно не понять. Массированный захват и атаки на нефтегазовые месторождения принесли «Исламскому государству» немало дивидендов и доказали эффективность его тактики: от миллионных доходов от контрабанды до болезненных экономических ударов по противнику. При этом политика стран «коалиции» привела к тому, что «Исламское государство» до сих пор существует как квазигосударство, что не может не вдохновлять группировки боевиков по всему миру последовать тем же путем. Поэтому будет неудивительно, если и в дельте Нигера появится «новое государство». По крайней мере, сейчас власти страны ведут войну с джихадистами «Боко Харам» на севере Нигерии и на второй фронт у них просто не хватит сил. О чем их и предупредил главный британский дипломат.
https://eadaily.com/ru/news/2016/05/16/unichtozheniem-infrastruktury-zap...