Печальную дату в Северной Осетии отметили на прошлой неделе. Жители республики вспоминали ушедшего главу, надежды, которые с ним связывали. Любовь к нему была всенародной, но что ждёт республику дальше?
Продолжить дело
Большинство жителей РСО-А уход из жизни Агузарова восприняли как личную трагедию. Похороны превратились в беспрецедентное по масштабам траурное событие. Политики и журналисты тут же окрестили их «похоронами надежды».
«Безусловно, он был харизматичной личностью, - говорит первый заместитель председателя парламента РСО-Алании Станислав Кесаев. – Все знали и понимали, что так дальше продолжаться не может. Бюджет беззастенчиво разворовывался, а республика скатывалась в пропасть и оказалась на грани банкротства».
Но называть ситуацию «похоронами надежды» политик считает неправильным. Агузаров решительно взялся за дело, разбираясь в ручном режиме с долгостроем и земельными отношениями, стремился навести в республике порядок. Своими действиями вызывал у людей доверие, они шли к нему со своими проблемами и обидами, а он к ним выходил и выслушивал. Это вызывало уважение, его воспринимали как долгожданного национального героя.
«Лучшей памятью о нём будет не присвоение городу или улице его имени, а достойное продолжение тех дел, которые он начал, - полагает Кесаев. - Нынешний врио главы Вячеслав Битаров - успешный и известный в Северной Осетии бизнесмен - намерен продолжить дело своего предшественника».
Снова ротация?
Во Владикавказе именем Тамерлана Агузарова назовут улицу и гимназию За короткий срок Агузарову удалось собрать новый кабинет министров, заменив практически всю партийную номенклатуру во власти на представителей бизнеса.
Одна из самых громких инициатив нового кабмина - существенное снижение тарифов на электроэнергию. В скором времени планируется уменьшить и платежи за газ. Это поможет промышленникам вздохнуть чуть свободнее. Ресурсоснабжающие организации, как нетрудно догадаться, к такой перспективе относятся негативно.
Для того чтобы двигаться дальше - по «курсу Агузарова» - необходимо наполнить республиканский бюджет, причём немедленно. Насколько это удастся нынешней команде, в которой у многих нет достаточного опыта работы во власти, – вопрос открытый.
Вячеслав Битаров заявил, что кардинальных перестановок в кабмине не будет. Но без изменений точно не обойтись. «Вполне вероятно, что во власть придут знакомые нам фигуры, - предполагает независимый эксперт. – Ведь тот состав набирал Агузаров. А у Битарова, наверно, есть своё видение и свои предпочтения. Не исключаю, что будет давление и со стороны политических элит, оставшихся не у дел. Также возможно, что не все министры за несколько месяцев работы показали себя профессиональными управленцами. Так что, думаю, замены будут».
Не скажет «нет»
«Вновь пришедшие уже почувствовали вкус власти», - говорит известный российский политолог Алексей Чадаев. По его мнению, сейчас достигнута кульминация «Игры престолов» в республиканской версии. Вернуться к номенклатурному политическому прошлому у Северной Осетии уже не получится, считает он. «Понятно, что Битаров готов возглавить республику, ведь для осетина сказать «не готов» - невозможная ситуация».
Чтобы избавиться от приставки «врио», нынешнему правительству придётся хорошо потрудиться, чтобы не утратить авторитет и в глазах президента, от которого, по большому счёту, и будет всё зависеть.
«Я считаю, что полгода, оставшиеся до сентябрьских выборов, это срок для укрепления Битарова и его команды, - говорит член фракции «Патриоты России» Виталий Чельдиев. – В своё время его кандидатуру на пост премьера поддержали все партии, поэтому могу предположить, что никакой особой предвыборной борьбы не будет, хотя каждая партия предложит своего кандидата».
Ещё один аргумент Чельдиева в пользу Битарова: в высших эшелонах врио всегда по прошествии необходимых процедур занимают должность уже без приставки, других прецедентов нет.
А что же остальные претенденты на «трон»? Заместитель министра по делам Северного Кавказа Олег Хацаев, депутат Государственной Думы Зураб Макиев, столичные силовики Таймураз Калоев и Руслан Цаликов по-прежнему в списке. Как были и перед назначением Тамерлана Агузарова. Есть мнение, что они не изъявили желание (пока) идти на расстрельную должность. Не исключено, что опять появится совершенно неожиданная фигура.
Олег Кусов, политолог (Москва), уроженец РСОА:
«Было ощущение, что Агузаров имел видение, как вывести Северную Осетию из тупика. Конкретных программ, планов он не предложил, возможно, не успел. Но его политика малых дел была довольнотаки успешной.
Агузаров сделал ставку на бизнесменов. Самый благополучный Вячеслав Битаров занял его место. Но сможет ли он из успешного бизнесмена превратиться в крупного политика? Сомневаюсь. Он руководит республикой уже больше месяца, а пока нет даже тех малых дел, с которых начинал Агузаров. Есть сведения, что некий влиятельный бизнесмен выделил республике огромный кредит. Его освоение и станет серьёзным экзаменом для Битарова.
Традиционно руководителей в регионах поставляет «Единая Россия». Но в Осетии всегда авторитет личности значил больше, чем авторитет партийной вывески. И в республике сейчас партия власти не располагает такими персонами. Что бы ни говорили про команду Мамсурова, это была команда личностей: харизматичный политик Сергей Такоев, двукратный олимпийский чемпион Махарбек Хадарцев. Пришедших ныне во власть людей, может, и знают как успешных предпринимателей, но не как политиков.
Место лидера в партийном списке «ЕР» на выборах в федеральный парламент прочат депутату Госдумы Зурабу Макиеву. Возможно, он сильный политик, но давно не живёт в республике, избиратели его не знают. Здесь работал судебным приставом. Потом уехал в Ростов, сделал карьеру и дошёл какимто образом до Госдумы. Партия власти в Северной Осетии пока не спешит исправить ситуацию, связанную с лидером местного отделения «Патриотов России» Арсеном Фадзаевым. «Единороссы» и «патриоты» по идее – соратники, входят в «Общероссийский Народный Фронт». Но на республиканском уровне власть сделала Фадзаева своим оппонентом – изза ревности к его популярности.
Мог бы Фадзаев претендовать на пост главы? Думаю, да высокий рейтинг, политический опыт. Так же, как и сенатор Александр Тотоонов. Так же, как и замминистра по делам Северного Кавказа Олег Хацаев.
Но избиратели сейчас от процесса выборов главы оттеснены. Кто попадет в тройку кандидатов предугадать невозможно».
Алексей Мартынов, директор Международного института новейших государств (Москва):
«Проработав в должности главы республики совсем недолго, Агузаров успел завоевать всенародную любовь. Дал людям надежду на то, что после длительного застоя, в котором пребывал регион под властью предыдущего главы, занимавшего этот пост два срока, начнутся изменения к лучшему.
Я бы не сказал, что эти надежды похоронены. По всей видимости, сегодняшний врио главы Вячеслав Битаров возглавит республику и продолжит курс своего предшественника.
С именем Агузарова сейчас связывают перемены в республике. Но они были необходимы независимо от того, кто пришёл бы после Мамсурова. Северную Осетию некогда называли форпостом России на Северном Кавказе. Владикавказ закладывался и строился как центр управления регионом. Сейчас республика просто нуждается в переменах, в переосмыслении концепций развития, и не только экономического, но и социокультурного.
Агузаров говорил то, о чём думал каждый осетин, о чём люди говорили у себя дома, с друзьями, близкими. И я думаю, Битаров продолжит эту линию.
Вполне возможно, что его кандидатура на должность главы будет представлена парламенту и утверждена в ближайшее время, до единого дня голосования в сентябре. Большие выборы – это всегда большие риски. В этот период обостряется активность деструктивных элементов. Думаю, что в такие моменты в регионе должна быть полноценная власть.
Такой вариант, кстати, ограничит и активность представителей так называемой партии реваншистов, которые при Агузарове потеряли рычаги управления и теперь, пользуясь обстоятельствами, интригуют, выстраивают сложные схемы возвращения во власть».
http://www.stav.aif.ru/politic/caucasus/pohoronili_nadezhdu_proshlo_40_d...