Молдавия политическая: борьба Москвы, Брюсселя и Вашингтона за «контрольный пакет» Плахотнюка

Уличные протесты, решение Конституционного суда о всенародных выборах президента, расколы внутри молдавской оппозиции и т. д. — все это сиюминутные информационные поводы. В основе всех событий — стремление Москвы, Вашингтона и Брюсселя размыть «контрольный пакет» олигарха Влада Плахотнюка по управлению Молдавией.

Совет директоров

Официально Владимир (Влад) Плахотнюк — депутат парламента Молдавии и первый заместитель председателя Демократической партии (официальный председатель — нынешний глава парламентской фракции, бывший и.о. президента и дважды спикер парламента Мариан Лупу). В реальности же, за последние несколько лет Плахотнюк сконцентрировал в своих руках контрольный пакет по влиянию на политические и государственные решения Молдавии. Он также является богатейшим из бизнесменов Молдавии. Плюс значительный пакет рынка СМИ — олигарх № 1 напрямую или косвенно владеет и контролирует 4 телеканала и 3 радиостанции, плюс газеты и интернет-сайты.
Плахотнюк и его партнеры сконцентрировали в своих руках и «контрольный пакет» влияния на политические и государственные решения. Помимо собственной Демократической партии (фракция из 19 депутатов), они контролируют фракцию Либеральной партии (лидер — Михай Гимпу, 13 парламентариев) и коммунистов (7 депутатов). Бывший президент и лидер Партии коммунистов Республики Молдова Владимир Воронин сегодня действует в фарватере решений Плахотнюка и его людей. А скандал с похищением миллиарда долларов из банковской системы Молдавии позволил вывести из игры олигарха Владимира Филата. Так как Филат с осени 2015 года находится под следствием, Плахотнюк & Co распространили контроль и на часть депутатов от его Либерально-демократической фракции (всего — 12 депутатов).

Ситуативные союзники

Начиная с сентября 2015 года силы молдавской оппозиции проводят уличные протесты. Глядя на силы, стоящие за уличными протестами, с первого взгляда возникает впечатление, что участники оппозиции — это ситуативные попутчики. Поэтому союз политических сил оппозиции Молдавии по определению не может быть устойчивым и долговременным. Сегодняшняя молдавская оппозиция — это союз парламентских и непарламентских политических сил.
Партия социалистов Республики Молдова во главе с Игорем Додоном — единственная парламентская партия оппозиции. Социалисты победили на прошлых парламентских выборах, получив 24 мандата в парламенте, но коалицию создать не смогли, так как Плахотнюк и его люди контролируют большую часть из 101 депутата парламента Молдавии. Социалисты во главе с Додоном имеют два важных преимущества — массовая поддержка среди избирателей и доступ к трибуне парламента как к публичной площадке.

В последнее время в оппозиционной нише с Додоном конкурирует лидер «Нашей партии» Ренато Усатый. «Наша партия» не имеет своих депутатов в парламенте, сам Усатый — активный политик «новой волны», применяющий на молдавской политической сцене творческие наработки Владимира Жириновского. Усатый пришел в политику из бизнеса, а его коммерческие интересы тесно связаны с Россией, так как, судя по открытым источникам, он владеет компанией в Нижнем Новгороде. Именно Ренато Усатый выступил в роли спускового крючка для резонансного политического скандала, еще в мае 2014 года обнародовав сведения о выводе денег из банков Молдавии. Информационная бомба рванула только весной 2015 года, когда молдавские СМИ, политики и эксперты массово заговорили о преступной схеме, позволившей выкачать из банковской системы около миллиарда долларов США. Именно Усатый в октябре 2015 года обнародовал аудиозапись, где голоса, похожие на экс-премьера, крупного бизнесмена и лидера Либерально-демократической партии Молдавии Владимира Филата и коммерсанта Илана Шора обсуждают детали преступной схемы. Как итог, сегодня Филат находится под арестом, а центральный фигурант Илан Шор продолжает заниматься бизнесом и трудиться на посту мэра Оргеева (население более 30 тысяч, расположен в 40 километрах к северу от Кишинева).
«Наша партия» успешно выступила на местных выборах (два тура 14 и 28 июня 2015 года) — кандидаты от политической силы победили на выборах мэров в 12 городах страны, а сам Усатый выиграл пост мэра (примара) города Бельцы — одного из экономических центров Молдавии. Додона и Усатого традиционно относят к политикам, дружественным России. Еще один политик такого же плана — председатель партии «Наш дом — Молдова» Григорий Петренко, бывший первый секретарь Коммунистического Союза Молодёжи Молдовы. Но, с осени 2015 года бывший депутат от Партии коммунистов находится в тюрьме, поэтому он выпал из активного политического процесса.
Третья движущая силы нынешней оппозиции Молдавии — это оппозиционная гражданская платформа DA («Достоинство и справедливость»). Формальный лидер и основной спикер — юрист Андрей Нэстасе. Организаторы раскручивали проект в модном ныне формате «общественного движения безлидерского типа». Идея заключалась в том, чтобы оседлать массовое негодование в связи с открывшейся схемой по выкачке одного миллиарда долларов. Раскрутив движение, Нэстасе и его соратники под конец 2015 года предсказуемо объявили о создании политической партии под популярным брендом.

Самое интересное, что, в отличие от Додона и Усатого, дружественных России, платформа DA — подчеркнуто европейская политическая сила. Новый политический проект поддерживает политическая элита США и ЕС, а за организационные вопросы отвечают бизнесмены Виктор Цопа и Виорел Цопа. Оба Цопа — заядлые враги Плахотнюка, поэтому логично, что они поддерживают оппозиционную партию. К тому же молдавские власти развернули против коммерсантов уголовное преследование, поэтому они на сегодняшний день проживают в ФРГ.

Какие интересы продвигают партии молдавской оппозиции? И почему протестный союз «Нашей партии», социалистов и платформы DA по определению не может быть стойким? Что, в принципе, активно демонстрируют новостные ленты последних дней, когда Додон и Усатый практически рассорились вследствие решения Конституционного суда Молдавии о назначении всенародных выборов президента (сейчас глава государства избирается парламентом).
Власти Молдавии подписали Соглашение об ассоциации с ЕС в 2014 году. И уличные протесты во главе с Партией социалистов и «Нашей партией» — запоздалая реакция Москвы с целью не дать стране окончательно попасть в сферу влияния США и Евросоюза. В свою очередь, политическая элита США и ЕС обеспокоена тем, что «контрольный пакет» маленькой страны по факту принадлежит Владу Плахотнюку и его партнерам. Поэтому Вашингтон и Брюссель с помощью платформы DA стремятся повернуть процесс ассоциации Молдавия — ЕС в выгодное для себя русло.

И, наконец, необходимо учитывать фактор Румынии. Ведь румынская политическая элита и ее молдавские партнеры открыто говорят о вхождении Молдавии в состав Румынии. Сегодня Румыния — ключевой менеджер ЕС по реализации проекта «Ассоциация». Разве что под видом реализации интересов бизнеса и бюрократов стран ЕС элита Румынии решает свои собственные задачи по инкорпорации Молдавии.
Олег Хавич, директор Института Западно-Украинских исследований (Черновцы, Украина):

Стратегическим процессом, который определяет все политические события в Молдове на протяжении последних шести лет, является инкорпорация этой постсоветской республики в состав Румынии. А в тактическом плане Молдавия сегодня представляет собой арену борьбы между тремя политическими группами — олигарх Влад Плахотнюк и его окружение, промосковские политические партии и Платформа DA, которая управляется из Вашингтона и Брюсселя. По форме уличные протесты Партии социалистов — «Нашей партии» и Платформы DA похожи. Но по сути — это два разных процесса, каждый из которых проходит по своему собственному плану. Додон, Усатый, Петренко и другие завязаны на Москву. Игорь Додон представляет парламентскую оппозицию, Партия социалистов под его руководством победила на прошлых парламентских выборах в ноябре 2014 года.

Ренато Усатый — наиболее активная фигура из среды внепарламентской оппозиции. Он интересен тем, что ему удалось завоевать и переключить на себя традиционный электорат коммунистов на севере Молдавии, где проживает много украинцев. Благодаря этому Усатому удалось с результатом около 74% победить на выборах мэра (примара) города Бельцы на местных выборах в июне 2015 года — второго по величине в Молдавии. Непарламентская Платформа DA — это инструмент политической элиты США и ЕС, которые недовольны олигархическим режимом Влада Плахотнюка. Хотя олигархический режим в Молдавии построен при их попустительстве и за их средства.
Олигарху Владу Плахотнюку принадлежит в Молдове все — он контролирует большую часть депутатов парламента, ключевые политические партии (Демократическая партия, Либеральная партия, Партия коммунистов), премьера, президента, Генеральную прокуратуру, в значительной мере Верховный суд. История с кражей миллиарда долларов из банковской системы, с которой началась нынешняя фаза массовых протестов в Молдове, — очень запутанная. На самом деле, центральный фигурант — это Илан Шор, бизнес-партнер Плахотнюка и мэр города Оргеев (Центральная Молдавия). На скандальных пленках, где обсуждаются преступные схемы, он появляется вместе с премьер-министром Владом Филатом. А в результате Илан Шор проходит по делу как свидетель, а Влад Филат находится под стражей после того, как сотрудники Национального Антикоррупционного центра в октябре 2015 года задержали его прямо в здании парламента Молдавии.

Если говорить о далеко идущих целях уличных митингов, то протестная активность Партии социалистов во главе с Игорем Додоном и «Нашей партии» во главе с Ренато Усатым — это попытка Кремля противостоять развороту Молдавии от России к Европейскому Союзу и Румынии. А Платформа DA — это попытка США и Европы повернуть процесс в нужном для себя направлении, а не в нужном для Бухареста. Потому что Бухарест в роли агента ЕС под видом евроинтеграции Молдавии пытается играть в свою игру, нацеливаясь на присоединение Молдавии.

https://eadaily.com/news/2016/03/11/moldaviya-politicheskaya-borba-moskv...