Вопрос экспертам:
Насколько обосновано сравнение нынешней ситуации в Молдове, когда руководство Компартии отказывается поддержать левого социал-демократического политика М. Лупу, с тем, что происходило в начале 30-х годов в Германии, когда коммунисты и социал-демократы взаимно истощили друг друга в бескомпромиссной борьбе и в результате открыли дорогу к власти А. Гитлеру?
Не может ли нынешняя непримиримая позиция воронинской ПКРМ привести к власти ликвидаторов Молдовы?
Ответы экспертов:
Сергей Назария, Кишинев
Любое сравнение хромает, однако некоторые параллели между Германией начала 30-х годов и сегодняшней Молдовой напрашиваются.
Это тотальная нищета и полное безразличие за последние 18 лет властей к народным нуждам, это раскол по вине воронинско-ткачуковской клики среди государственников (в случае с Германией – раскол в среде антифашистов), это тотальное неверие людей в справедливость и возможность демократическими, законными методами (не воруя) улучшить жизнь, это неверие в дееспособность самого государства и в нашу полностью проворовавшуюся политическую «элиту», живущую по принципу «чем хуже – тем лучше!»
Касаясь сравнения с Германией, в первую очередь, следует отметить ту непримиримую борьбу на истребление, которую коммунисты и социал-демократы Германии вели друг с другом и которую инициировал и направлял из Москвы Иосиф Сталин.
Разве это не напоминает нашего «наимудрейшего», тупо стравливающего ПКРМ и её избирателей с другими левыми партиями и их симпатизантами? В первую очередь, это касается его отношения к Мариану Лупу.
Неужели «интеллектуальное ядро» молдавской Компартии не знает, чем всё это кончилось для немецких левых?! Неужели Владимир Николаевич не учился когда-то в советской школе, не читал в соответствующем учебнике истории, как Гитлер «примирил» рассоренных Сталиным немецких коммунистов и социал-демократов в концлагерях?! Если «наши» вожди забыли об этом или не знали этого, очень печально, и, в первую очередь, для них самих.
Правда, и ранее они никогда не слушали предупреждений типа «здесь не ходи, там ходи, снег башка попадёт...» Вот и выпал им на головы снежок... Маловероятно, что эти твёрдолобые и сейчас кого-либо будут слушать. Но тогда ведь «совсем мёртвый будешь!»
Однако, продолжим сравнение. Неизбрание Лупу приведёт к репрессиям против многих коммунистических вождей (отнятие бизнеса и даже свободы, закрытию NIT и N4) и даже запрету Компартии и её прессы.
А «демократическая» Европа скромно сделает вид, что никакого нарушения демократии не происходит, ведь идёт «очищение от коммунистической заразы». Кроме того, ведь из Молдовы выталкивается не только «коммунизм», но и российское влияние... Чего же тут возмущаться!?
Всё это вполне реально, и вот две причины того, почему.
Во-первых, унионисты понимают, что для ликвидации Молдовы следует вначале разгромить ПКРМ. А неизбрание президента - прекрасный предлог для этого.
Во-вторых, многие «ребята» во власти и около неё желают передела собственности и бизнеса, а без разгрома Компартии сделать это будет сложнее.
Избрание же Лупу делает невозможным данное развитие событий. По крайней мере, для большинства членов парламентской фракции ПКРМ эти вещи понятны. Возможно, это не совсем ясно только полуграмотному председателю Компартии. Но не думаю, что этого не понимает её «интеллектуальное ядро».
А, может быть, Воронин и Ткачук действуют по принципу, что «после нас – хоть потоп»? Ведь есть такая категория деятелей, что если не они во главе движения, то пропади оно всё пропадом...
Продолжать можно долго, однако вывод один: вполне реально, что в случае неизбрания 7 декабря с.г. М. Лупу на должность президента РМ во власти укрепятся и подомнут под себя все госструктуры именно ликвидаторы Молдовы.
В этом смысле, если Воронин & Со стремятся к ликвидации Молдовы и её присоединению к Румынии, они должны костьми лечь, но не допустить избрания Мариана Лупу.
Святослав Полхов, Москва
Безусловно, сложившаяся в Молдове ситуация может вызвать подобные ассоциации. Объективно, избрание Мариана Лупу невыгодно Михаю Гимпу и отчасти Владимиру Филату. Поэтому они вовсе не заинтересованы в окончании политического кризиса.
Однако, можно поставить вопрос и таким образом: следует ли непременно считать возможное объединение Республики Молдова и Румынии неким злом?
С точки зрения российской элиты (но не народа), отвечающей за формирование внешней политики, этот гипотетический процесс явно невыгоден России.
Румыния – член НАТО, Евросоюза и вести дела с ней будет гораздо сложнее и по поставкам газа (возможное изменение структуры АО «Молдовагаз»), и по Приднестровью, и по другим вопросам. То есть, гипотетическая «Молдо - Румыния» будет более сильным внешним игроком.
Не говоря уже о том, что в СНГ обнаружится очередное «слабое звено» после Грузии и символическая сфера российского влияния сузится еще больше (русскому языку в Молдове также ничего хорошего при таком сценарии не светит).
Однако, главным критерием в данном случае будет мнение молдавского народа. Если он объединение поддерживает, почему его нужно априори отвергать? Тем более, что форма возможной «унии» неизвестна, а возможные блага от построения общего дома с Румынией очевидны: вхождение в ЕС и проистекающие от этого экономические выгоды, в первую очередь.
Трудно говорить в сослагательном наклонении, но «глас народа – глас божий», и, судя по всему, и.о. президента Михай Гимпу готов к нему прислушаться.
Елена Замура, Кишинев
Интересная, конечно, параллель. Но всё-таки объединение Молдовы с Румынией и приход к власти Гитлера в Германии – это несопоставимые вещи.
Если только не иметь в виду укрепление государства и переход от хаоса к сильной власти...
Но, на самом деле, неизвестно, что хуже: жить в самой нищей стране Европы (где социальные обязательства государства сокращаются с каждым годом, где этнические и иные меньшинства не имеют никаких шансов интеграции в общество, в частности, трудоустройства в бюджетных организациях и т.д.) - или же стать гражданами более благополучного государства, которое, возможно, даст нам больше шансов (а, возможно, и не даст)?
Я лично на этот вопрос ответа пока не нашла.
Иван Грек, Кишинев
Мариан Лупу точно такой же социал-демократ, каким он был коммунистом до своего выхода из ПКРМ.
Лупу может все, что ему угодно, говорить, но он должен убедить меня в том, что он именно такой, как говорит, а не совсем другой.
Кстати, он и государственник такой же. Любой молдаванин -государственник ни одной минуты не находился бы в коалиции с унионистами Гимпу и Филатом, открыто признающие себя румынами и считающими, что, находясь в Бухаресте, они находятся у себя дома.
Сравнение с Германией абсолютно беспочвенно по очень многим параметрам. Я назову только один, наиболее очевидный.
У нас уже во власти те, кого сам смысл вопроса относит к нашим молдавским «гитлерам». То есть ситуация совсем другая, чем в Германии в начале 1930-х годов.
Гимпу и Филат пришли к власти благодаря уходу Лупу из ПКРМ, который оттянул на себя не менее 10% голосов левого электората и тем самым открыл им дорогу.
Так что, если вести сравнение событий в Молдове в 2008 – 2009 г.г. с событиями в Германии в 1932-1933 г.г., хотя это и не совсем корректно, то для такого сравнения больше подходит период с 6-7 апреля по 29 июля 2009 года, чем период после 29 июля.
Ликвидаторы Молдовы уже у власти! А Лупу вовсе не стоит примерять на себе мундир Гинденбурга. Мне очень жаль, что некоторым уважаемым мною экспертам начисто отказывает аналитическое чутье и их заносит то на сравнение нашего Филата с Обамой, то на поиск в Молдове каких-то «тандемов», напоминающих путинско-медведевский.
Мы уже находимся в ситуации прихода Гитлера к власти в Германии, и к этому, если иметь в виду период до 5 апреля, привела неспособность и нежелание руководства ПКРМ плюралистически трансформировать левый партийно-электоральный сегмент страны, а также его неспособность опереться на всех тех, кто выступает в защиту суверенной, нейтральной и независимой Молдовы.
Очень сомневаюсь в том, что это руководство ПКРМ смогло критически оценить то, что произошло в нашей стране. Но это уже другая тема для разговора в экспертном сообществе.
Владимир Букарский, Бендеры
Давайте вначале правильно расставим акценты. Действительно, по всей разумной логике, коммунисты и социал-демократы должны объединить усилия и выступить единым фронтом против ликвидаторского реванша унионистов.
Впрочем, я бы не стал возлагать всю ответственность именно на коммунистов. Именно Демократическая партия Молдавии во главе с Марианом Лупу, вместо того, чтобы сформировать правящую коалицию с ПКРМ и избрать президента на взаимовыгодной основе, когда у них имелся в наличии 61 голос, предпочла альянс с либерал-унионистами Гимпу и Филатом.
Именно ДПМ во главе с Лупу ответственна за то, что в кресле и.о. президента сидит сегодня унионист Михай Гимпу.
Сегодня ситуация в Молдове патовая. С одной стороны, было бы разумно, чтобы президентский кабинет занял умеренный социал-демократ Мариан Лупу, а не экстремист Михай Гимпу, отказывающий собственному народу в праве на существование.
Но, с другой стороны, Мариан Лупу слишком крепко связан с этими самыми ликвидаторами целым списком коалиционных обязательств.
Парадокс ситуации в том, что если коммунисты проголосуют за Лупу, то они придадут легитимность существованию нынешнего право-либерального прорумынского альянса.
На мой взгляд, выходом из нынешней патовой ситуации могли бы стать полноценные переговоры между ПКРМ и ДПМ о формировании единой платформы и создании нового коалиционного альянса.
Надо исправлять свои ошибки: коммунистам - за то, что не оценили электоральный потенциал Мариана Лупу, а демократам - за вступление в коалицию с либерал-унионистами.
Объединившись и создав новую правящую коалицию, коммунисты и демократы способны отстранить от власти правых экстремистов Михая Гимпу и Влада Филата, сформировать новые, ответственные органы государственной власти, которые будут опираться на поддержку подавляющего большинства граждан Молдавии.
Николай Бабилунга, Тирасполь
Не думаю, что подобное сравнение уместно. Гитлер шел к власти с ясными и полными фашистского оптимизма планами покончить с многолетним унижением Германии и разрушить всю версальскую систему.
В конце концов, не Эрнст Тэльманн, которому явно не хватало народной поддержки и который не смог освободиться от сталинской ошибочной тактики в Коминтерне, и не социал-демократы, которые так и не нашли своего места в резком противостоянии антагонистических сил, a именно национал-социалист Адольф Гитлер сумел привлечь на свою сторону большинство немцев, нравится нам это или нет.
Германия с радостью отдалась этому насилию и несколько лет получала удовольствие от него, пока не потерпела полную катастрофу.
Трагедия Молдовы совсем в другом. Большинство народа здесь абсолютно прямо и недвусмысленно выступает против кучки свихнувшихся политиканов, которые, в силу ряда случайных обстоятельств и несовершенства избирательного законодательства, пробились к вершинам политической власти, прекрасно отдавая себе отчет в том, что их никто не поддерживает и никто не любит, что их политические цели сформулированы другими людьми в других странах и не имеют почти никаких шансов на успех.
Они знают, что без финансовой подпитки извне им просто нечего делать на арене политической жизни Молдовы. Трагедия молдавского народа в том, что его собственная компрадорская, продажная интеллигенция (кто назовет «элитой» эту трусливую кучку неучей, называющих себя «дако-римлянами»?) предала национальные интересы своего собственного народа, а у народа нет ни сил, ни механизмов, чтобы вымести поганой метлой вон со своего двора этих назойливых насекомых, жирующих на страданиях и бедствиях простых людей.
И число этих злобных насекомых множится час от часу. Они уже не стесняются раздавать обещания наполнить весь парламент и все правительство своими племянниками и крестниками, своими зятьями и кумовьями. Они и не сомневаются, что пришли к власти ненадолго. Им надо поскорее набить карманы и вовремя смыться, как шпане из кишиневской подворотни. Их власть очень ненадолго. И они это понимают. И соответствующим образом действуют.
Так вот, если в этих условиях коммунисты пойдут на компромиссы с так называемыми «левыми» или «центристами» типа Лупу, это, действительно, чем-то напомнит политику немецких социал-демократов конца 20 - начала 30-х гг. ХХ века.
Никакое «умиротворение» не может иметь никакого политического успеха. Спасти молдавскую «веймарскую республику» просто невозможно при всем желании кого бы то ни было. Единственная правильная тактика Компартии в этих условиях: Никакой поддержки временному правительству Молдовы!
Пусть коммунисты почитают сочинения своего вождя за апрель-май 1917 года и начинают работать в массах. Там сейчас их место, а не в разгромленном «либералами» парламенте.
Скоро придет время народной бури. Недовольство растет и множится. Ни на какие эффективные меры нынешняя власть не способна. И ни на какие компромиссы она не способна тоже.
Нужно оседлать народное недовольство, возглавить его и направить по цивилизованным каналам. И забыть о лжи, забыть о политиканстве, о юродстве, о речах на мусорных свалках, о собственном обогащении, обо всем том, что привело компартию и всю Молдову к очередному кризису!
Уж и не знаю, хватит ли у них ума на это.
Алексей Мартынов, Москва
Теоретически законный приход к власти через демократические процедуры возможен для кого угодно.
В данном молдавском случае сравнение сегодняшней патовой политической ситуации в Молдавии с историческими событиями в Германии 30-х годов не вполне корректно в силу несоответствия масштабности фигурантов.
Однако стоит заметить, что Воронин и Со сами «вырастили» Лупу в своей партии. И в этом смысле проект ДПМ выглядит всего лишь предвыборным проектом молдавских коммунистов.
Другой вопрос, что на определенном этапе Марк Ткачук, отвечавший за политтехнологии в ПКРМ, перестал контролировать свой проект, перестал контролировать Лупу. Что же, как говорится, ничего личного - это бизнес. Видимо, Мариан Лупу нашел «сальник» пожирнее. Теперь он оспаривает высший пост в стране.
Небезосновательно предполагая купить за счет спонсоров недостающие коммунистические голоса, Лупу все-таки не станет президентом Молдавии, Гимпу на год продлит свой статус и.о. президента, а воронинцы будут готовиться к выборам на следующий год, рассчитывая на посткризисный провал правительства Филата и повышения протестных настроений в обществе.
Что принесет для Молдавии этот год политической неопределенности? Вряд ли это будет год развития и роста. А усилия таких политиков как Михай Гимпу и его племянник Дорин Киртоакэ вполне могут вообще привести к ликвидации молдавской государственности уже к концу 2010 года.
Зиновий Ройбу, Кишинев
Любые исторические аналогии требуют к себе очень осторожного, взвешенного, объективного и предельно аргументированного подхода. Это в полной мере относится и к попытке провести некие параллели между событиями конца 1932 – начала 1933 г.г. в Германии и нынешними событиями в Республике Молдова.
Да, на первый взгляд, в этих событиях имеется много общего. Как в веймарской Германии, так и в Республике Молдова ультраправые политические силы с откровенно тоталитарными наклонностями и планами пришли к власти вполне демократическим путём, в результате парламентских выборов.
Как в Веймарской Германии, так и в постсоветской Молдове левые силы были разобщены и вовлечены в междоусобное противостояние, а потому не смогли остановить наступление объединённой ультраправой реакции.
Как в Германии, так и в Молдове демократические институты оказались крайне слабыми, неразвитыми и потому неспособными предотвратить отмену конституционных гарантий прав человека и свободы слова, защитить страну и общество от правой диктатуры и развязанного ею политического террора.
Однако, как известно, в Германии коммунисты, социал-демократы и социалисты, хотя и вели между собой весьма жёсткую борьбу за влияние на массы, были едины в своём неприятии правой нацистской диктатуры, в своём сопротивлении антидемократическому режиму нациста Адольфа Гитлера. Ни одна из этих партий не пошла на сотрудничество с гитлеровской НСДАП, за что их руководство и активные члены подверглись жестоким репрессиям, многие погибли.
В Молдове же сегодня против наступления правой реакции борется, как умеет, по большому счёту, только одна левая Партия коммунистов Владимира Воронина, в то время как её потенциальная союзница Демократическая партия Мариана Лупу сама стала членом праворадикального Альянса «За европейскую интеграцию», три либеральные составляющие которого – ЛП, ЛДПМ и АНМ - развернули тотальное наступление на демократические права и свободы в стране, замахнулись даже на Конституцию, намереваясь перекроить её на свой лад и подогнать её положения под свои собственные унионистские и румынофильские нужды и потребности.
Более того, формально считающая себя левой ДПМ продолжает состоять в правом Альянсе даже после того, как лидер входящей в него Либеральной партии Михай Гимпу открыто взял курс на превращение Молдовы в «румынское государство», отрицая право молдавского народа на своё историческое название, на свой язык и свою государственную независимость.
Таким образом, вовсе не пресловутая «непримиримая позиция воронинской ПКРМ» привела к власти ликвидаторов государственности Молдовы, а именно соглашательская позиция псевдолевой Демократической партии во главе с её лидером Марианом Лупу, в рядах которой, кстати, имеются такие ярые борцы с инакомыслием, как ультраправый политик Олег Серебряну и его соратники по Социал-либеральной партии.
В этой трагической ситуации нынешние призывы лидера ДПМ к коммунистам о взаимопонимании и взаимодействии выглядят не только слишком запоздало, но и откровенно цинично, поскольку, благодаря поддержке ДПМ, к власти в Молдове уже пришли и продолжают закрепляться ультраправые политические силы, нацеленные на ликвидацию её независимой государственности.
Спасти страну от разрушающей её политики правых ликвидаторов могут только досрочные парламентские выборы, на которых коммунисты и демократы выступят единым левым фронтом, сконцентрировав на себе поддержку всех тех избирателей, которым дорог их отчий дом, которым дороги свобода и демократия.
Но способны ли Лупу, Дьяков и другие демократы на этот решительный поступок? Ведь, как известно, если бы они, на самом деле, хотели остановить правый реванш, то после 29 июля с.г. никто не мешал им протянуть руку дружбы Партии коммунистов и вместе с ней сформировать в парламенте левое правящее большинство, поставив заслон на пути к власти ультраправым политическим силам.