Финансовая мобилизация

Татьяна Шевцова: «Министерство обороны работает, как Госплан»

В последнее время в СМИ появились сообщения о том, что Минобороны будто бы не успевает осваивать выделенные ему денежные средства, возвращает их в бюджет, что отражается на выполнении гособоронзаказа. На вопросы, связанные с финансированием Вооруженных Сил, и многие другие «Военно-промышленному курьеру» ответила заместитель министра обороны Татьяна Шевцова.

– Татьяна Викторовна, давайте начнем с исполнения бюджета 2015 года. Вы действительно его не освоили?

– Это совершенно неверная информация, которая вводит читателей в заблуждение. Напротив, уже на протяжении нескольких лет Министерством обороны России достигается, пожалуй, самое высокое кассовое исполнение расходов федерального бюджета, которое составляет более 99 процентов. Судите сами: в 2013-м – 99,6, в 2014-м – 99,96, по итогам 2015-го – 99,85. Так что упрекнуть нас не в чем.

Мы не только бережливо, но и наиболее полно используем выделенные средства, хотя объем бюджета МО РФ постоянно увеличивается. Это говорит о слаженной работе всех органов ведомства, четком планировании, взаимной увязке расходов на ГОЗ и текущее содержание войск.

Структура нашего военного бюджета такова. Содержание Вооруженных Сил составляет 45 процентов, выполнение Госпрограммы вооружения – 55. Никаких остатков у нас нет. Есть небольшая сумма контрактуемых расходов (2,9 млрд руб.) – деньги, запланированные под уже выполненные работы ОПК, которые по предъявлении актов будут выплачены. Но на выплатах денежного довольствия и пенсий это никак не могло отразиться.

Надо учесть, что Минобороны – самый крупный в Российской Федерации бюджетополучатель с наиболее сложной на федеральном уровне структурой бюджета, охватывающей все сферы жизнедеятельности Вооруженных Сил. В частности, 2015 год оказался очень напряженным для нас, поскольку в самом его начале прошли сокращения бюджетных ассигнований. В этих условиях Министерство обороны предприняло серьезные шаги по оптимизации ресурсного обеспечения.

Во-первых, минимально допустимое финансирование расходов по приоритетным направлениям было определено на стадии формирования бюджета. Во-вторых, оперативное маневрирование ресурсами позволило проводить взвешенную финансовую политику, в том числе по вновь возникающим расходам, связанным, например, с выполнением задач в Сирии. И при этом, подчеркну особо, – выполнить все социальные обязательства, достичь целевых показателей по майским указам президента, обеспечить повышение интенсивности боевой подготовки в условиях роста цен и ухудшения макроэкономической ситуации в стране в целом.

Таким образом, нам в 2015-м удалось полностью выполнить все плановые показатели. Фактически Министерство обороны работало и продолжает работать, как Госплан, обеспечивая необходимую синхронизацию всех видов ресурсного обеспечения с мероприятиями по строительству и развитию Вооруженных Сил.

Вместе с тем мы стремимся повышать эффективность бюджетных расходов. Для этого реализуются проекты программы «Эффективная армия», проведена работа по монетизации социальных обязательств. Имеется в виду единовременная субсидия на обеспечение военнослужащих постоянным жильем, повышение компенсации за аренду.

– А в 2016 году вы намерены что-то поменять в подходах к формированию бюджета?

– Мы обратились к президенту с предложением об изменении подходов к формированию и защите бюджета МО РФ, предусмотрев закрепление в нем базового (минимально достаточного) объема и расходов на чрезвычайные цели, и заручились поддержкой.

Организована разработка базовых показателей военного бюджета, которые жестко синхронизированы по срокам, мероприятиям и объемам финансирования. Обоснование потребности трат на национальную оборону предполагается осуществлять в аппарате Совета безопасности РФ как в органе, осуществляющем оценку военных угроз и постановку соответствующих стратегических и военно-экономических задач.

Одна из них – комплектование должностей солдат и сержантов военнослужащими, проходящими службу по контракту. Эта работа осуществляется в соответствии с Указом президента от 2012 года № 604. Результаты говорят сами за себя. С 2013-го соотношение военнослужащих по контракту и по призыву изменилось с 1:2 до 1:1 к настоящему времени. Сегодня контрактников даже несколько больше, чем военнослужащих по призыву. На 1 января 2016 года укомплектованность ими составила более 350 тысяч человек.

При оснащении Вооруженных Сил новыми образцами ВВТ проведенные мероприятия позволили качественно изменить уровень укомплектованности личным составом и повысить боевую готовность войск (сил).

– В кризис бюджет страны испытывает большую нагрузку. Это отразится на военных расходах?

– В нынешних экономических условиях, естественно, приходится оптимизировать бюджет, в том числе и Министерству обороны. В 2015-м он был секвестрирован на 3,8 процента, но все социальные гарантии, подчеркну еще раз, мы выполнили, как и планы по строительству ВС РФ. Запрашивали ли мы дополнительные средства на операцию в Сирии? Нет, не запрашивали. Все расходы произведены в пределах сметы Минобороны.

Мы убеждены, что любой секвестр МО РФ должен рассматриваться через призму национальной безопасности. Как известно, оценкой угроз занимается СБ РФ. Поэтому рассматривать вопрос о секвестре мы предлагаем на его площадке.

Повторю: президент наши предложения поддержал. Хотя решение о секвестре военного бюджета на 2016 год пока не принято, по этому вопросу ведется дискуссия на площадке Минфина. У нас есть по этому поводу поручение президента и премьера. Окончательная цифра не определена, но ГОЗ и ГПВ не будут сокращены однозначно. Нельзя забывать о складывающейся сегодня военно-политической обстановке.

– Вопрос один из самых острых и актуальных: социальная защита военнослужащих и пенсионеров Министерства обороны. Как он решался в 2015 году?

– Социальное обеспечение военнослужащих является одной из приоритетных задач, от реализации которой во многом зависит обороноспособность страны. Денежное довольствие по итогам 2015 года в соответствии с поручением президента удалось сохранить на уровне не ниже оплаты труда работников ведущих отраслей экономики.

Средний уровень денежного довольствия военнослужащих составил 62,2 тысячи рублей. И хотя с 2012 года индексация не проводится, благодаря эффективной организационно-штатной политике нам удается повышать его размеры.

В 2016 году предусмотренный объем выделенных денежных средств позволит обеспечить выплату денежного довольствия военнослужащим в полном объеме. Несмотря на оптимизацию Минфином расходов по этой статье, руководство Минобороны не планирует решений, приводящих к снижению уровня оплаты ратного труда.

С учетом социальной значимости этого вопроса принимались решения по введению надбавок от оклада по воинской должности:

- за командование (руководство) подразделениями – до 20 процентов;
- за водолазные работы – до 50 процентов;
- за прыжки с парашютом (десантирование с техникой) – до 50 процентов;
- за работу, связанную с поиском и обезвреживанием взрывоопасных предметов, – до 50 процентов;
- за выполнение норм налета часов – 70 процентов;
- за высокий уровень физической подготовленности – до 100 процентов.

Установление данных надбавок позволяет повысить денежное довольствие военнослужащих в среднем в полтора раза.

– Ветераны армии и флота, среди которых немало участников боевых действий, с пониманием, но неоднозначно восприняли информацию о том, что индексации в этом году не будет. Особенно этот вопрос актуален для тех, кто по состоянию здоровья не может подрабатывать и живет на одну пенсию. Какова ситуация на самом деле?

– Как вы знаете, работа по повышению военных пенсий проводится постоянно. В 2015 году пенсии выросли на 7,5 процента. В «живых деньгах» среднее увеличение составило от 600 до 1500 рублей. Как появилась цифра 7,5 процента?

Напомню, что с 1 октября 2015 года размер денежного довольствия, учитываемого при расчете пенсий, составляет 66,78 процента. До этого (с 1 октября 2014-го) учитывалось 62,12 процента. 66,78:62,12=7,5 процента. На 1 января 2012 года было, напомню, лишь 54 процента.

С 1 февраля размер денежного довольствия, учитываемого при расчете пенсий, составляет 69,45 процента. До этого (с 1 октября 2015-го) учитывалось 66,78 процента. 69,45:66,78=4 процента.

В целом же за год (февраль 2016-го к февралю 2015-го) повышение пенсий составляет около 12 процентов. С 1 февраля средний размер военной пенсии равен 22 800 рублей. За указанный период она повысилась в среднем на тысячу рублей.

– Не менее болезненным был вопрос обеспечения военнослужащих постоянным жильем. Говорю был, потому что сегодня он во многом решен. Какова ситуация с выплатой жилищных субсидий и служебным жильем?

– В 2014 году введена новая форма обеспечения военнослужащих постоянным жильем в форме жилищной субсидии. Это позволило сократить численность военнослужащих, состоящих в распоряжении командиров (начальников), до пяти тысяч. Хотя на 1 января 2014 года их численность составляла 49 тысяч. На обеспечение их денежным довольствием и другими выплатами затрачено порядка 32 миллиардов рублей.

На выплату жилищной субсидии уволенным военнослужащим направлено в 2014 году 26,5 миллиарда, в 2015-м – 37 миллиардов рублей.

Опыт обеспечения служебным жильем военнослужащих показал, что с учетом специфики их деятельности (передислокация войск, смена места службы) наиболее эффективна аренда.

Преимущества в данном случае следующие:

социальный эффект;
военнослужащий самостоятельно выбирает наиболее приемлемый вариант;
экономический эффект;
отсутствие затрат на содержание жилья в период вынужденного простоя (смены жильцов);
снижение затрат на строительство служебного жилья.

В связи с этим министерством принят курс на монетизацию жилищного обеспечения. В 2015 году по нашей инициативе значительно повышены размеры денежной компенсации за наем (поднаем) жилья офицерам и прапорщикам, не менявшиеся с 1 января 2009-го.

Сейчас ее размер устанавливается не в твердой сумме, как это было раньше, а в зависимости от стоимости найма жилого помещения в конкретном субъекте РФ, где военнослужащий проходит службу. В Москве, например, семья офицера из трех человек может получать выплату 36,4 тысячи рублей.

– Долгое время размер оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил отставал от «мирного» сектора. Как сейчас?

– Сегодня картина другая. В минувшем году проводились мероприятия в области повышения уровня оплаты труда отдельных категорий работников учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения по Указу президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, направленному на сокращение (ликвидацию) разрыва между зарплатой бюджетников и средней по региону. Нам удалось существенно сократить этот разрыв. Сегодня по ряду отраслей средняя зарплата гражданского персонала Минобороны даже выше региональных значений. Всего на эти цели было направлено 7,9 миллиарда рублей, из них 3,5 миллиарда изысканы за счет оптимизации расходов Минобороны.

В 2016-м будут приняты все меры, чтобы сохранить достигнутый уровень оплаты труда работников воинских частей и организаций Минобороны. Не допустим и сокращения численности гражданского персонала.

Что касается реализации президентского Указа № 682 от 31 декабря 2015 года, который предусматривает десятипроцентное сокращение численности государственных гражданских служащих, принимаются взвешенные решения. Сокращаются в первую очередь вакантные должности. Увольнений сотрудников «на улицу» не будет.

– И еще один важный вопрос – система межведомственного контроля над расходованием средств гособоронзаказа. Она эффективна?

– При подготовке изменений в закон «О гособоронзаказе» учтена инвестиционная роль Минобороны (как госзаказчика) в экономике страны. Ведь размещение гособоронзаказа обеспечивает текущее финансирование и гарантированный сбыт продукции участников ГОЗ, мотивирует к созданию рабочих мест и развитию производственных мощностей, формирует для предприятий источник уплаты социальных платежей.

Правила работы системы банковского сопровождения были сформулированы таким образом, чтобы такие приоритетные поручения, как зарплата и социальные выплаты, налоги, коммунальные платежи, проводились без каких-либо ограничений. На практике такой подход стал мотивацией к повышению финансовой дисциплины на предприятиях, оказал положительное влияние на мобилизацию поступлений в бюджетную систему и Пенсионный фонд.

Согласно данным единой информационной системы Минобороны о расчетах по ГОЗ бюджетные средства, полученные предприятиями ОПК с 1 сентября по 31 декабря 2015 года, были израсходованы по следующим направлениям:

расчеты с кооперацией – 66 процентов;
уплата налогов и сборов – 11,2 процента;
выплата заработной платы – 11,2 процента;
оплата товаров, работ, услуг по государственным тарифам (газ, вода, электроэнергия) – 1 процент.

Вместе с Росфинмониторингом мы проанализировали и то, куда направляются денежные средства ГОЗ в целом. Увидели, что в ряде случаев деньги шли не на цели контракта. Это необязательно означает, что они похищены. Но было и такое, когда предприятия оплачивали проценты по кредитам, векселя. Мы ввели прямые запреты в закон «О гособоронзаказе» на такие операции. С 1 сентября 2015 года подобное невозможно.

На страже наших интересов стоят также уполномоченные банки, которые не допускают перечисления средств по непредусмотренным статьям. Теперь мы видим, как деньги идут по кооперации или как их через третьи-четвертые фирмы кто-то пытается обналичить, положить на долгое время на депозит под большой процент. Сразу же принимаем соответствующие меры.

С введением такого мониторинга гораздо больше пошло и налоговых выплат в бюджет. Так что исполнение ГПВ – это, как видите, не только новые ВВТ, но еще и наш вклад в экономику страны.

Обсуждение размеров ГОЗ и бюджета в целом продолжается, но мы надеемся, что наши предложения будут учтены, потому что они обоснованны и связаны с конкретными мероприятиями по обеспечению национальной безопасности страны.

http://vpk-news.ru/articles/28994

Страны: