В Египте происходят столкновения и перестрелки между египетскими военными и сторонниками Мурси. Они уже пытались штурмом взять штаб-квартиру Республиканской гвардии, в которой, по их сведениям, удерживается отстраненный от власти президент. Под стражей находятся и большинство членов команды бывшего президента.
Что ждет самого Мурси? «Братья-мусульмане» распространяют слухи о его предстоящем освобождении. Такие требования - точнее намеки - содержатся и в некоторых заявлениях западных стран. Но пока громче всех слышится голос Анкары. Глава МИД Турции Ахмет Давутоглу, а вслед за ним и вице-премьер Бюлент Арындж выразили «крайнюю озабоченность в связи с вмешательством армии в политическую жизнь Египта и снятием с поста и «незаконном» помещении под арест президента Мурси». Но учитывая, что «братья» заявляют о готовности вести борьбу с новым режимом, освобождать из-под стражи экс-президента было бы неразумно. К тому же, как сообщила египетская газета "Аль-Ахрам", известный египетский либеральный политик и общественный деятель Мамдух Хамза подал заявление в Генпрокуратуру Египта, в котором обвинил Мурси и руководство ассоциации "Братьев-мусульман" в государственной измене. Согласно утверждению Хамзы, исламисты снабжали оружием и содействовали предоставлению египетского гражданства членам палестинского движения ХАМАС, которое считается отделением "Братьев-мусульман" на палестинских территориях. Кроме того, Мурси и его сторонники якобы готовили провокации против граждан Египта, для чего приобрели форму полиции и армии.
Это - намек на то, что у Мурси в шкафах появились такие «политические скелеты», появление которых может иметь сенсационный характер. Во всяком случае, многие эксперты сейчас задаются вопросом: почему США так быстро «сдали» Мурси, и почему Запад не спешил оказывать его режиму столь необходимую финансовую и экономическую помощь?». Кстати этот вопрос, правда, в несколько ином словесном обрамлении, публично задал и премьер-министр Турции Реджеп Тайиип Эрдоган, заявляя, что «Каиру оказывали помощь только Катар и Турция». Поэтому выявление некоторых нюансов во взаимоотношениях в треугольнике Египет-Катар-Турция могло бы во многом объяснить причины военного переворота в Египте и показать его главных инициаторов.
По мнению бакинского политолога и главного редактора информационно-аналитического агентства «3rd View» Рауфа Раджабова, «Мухаммед Мурси ускорил свой уход тем, что не следовал арабской солидарности в вопросе позиционирования Ирану». По мнению политолога, закономерно, что салафиты - вторая партия после «Братьев-мусульман» в парламенте - выступили против Мурси и пошли на смычку с египетским генералитетом. «Сегодняшняя ситуация приведет к утверждению в египетском обществе салафитов и военных,- считает Раджабов. - За салафитами стоят Саудовская Аравия и Катар, и изменения в Египте ускорят процесс завершения «сирийского» вопроса, когда кольцо вокруг шиитов будет и дальше сжиматься».
Если следовать такой логике, то политика Мурси в отношении Ирана расколола «Братьев-мусульман», часть которых примкнула к салафитам, которые, в свою очередь, получили возможность одержать победу на будущих парламентских выборах. Тогда угрозы гражданской войны в Египте, о которой сейчас много рассуждают западные и некоторые российские эксперты, преувеличиваются, поскольку в Каире по сути во власти произошла «кадровая рокировка» с подключением военных. Или наоборот: египетские генералы, получив возможность взять под свой контроль различные исламские группировки, станут следовать уже иным светским внутриполитическим курсом и строить новую внешнюю политику. Если это так, то становится понятно, почему именно Турция так остро реагирует на военный переворот в Египте. Это выводит её из треугольника Египет- Катар. «Никто не вправе сменять власти недемократическими методами, даже если руководители страны совершают ошибки», - заявил премьер-министр Турции Эрдоган. Он также призвал все страны «открыто и честно признать, что в Египте совершен военный переворот» и «удивляется Западу», который до сих пор не называет вещи своими именами.
Одно время Запад перестал поддерживать военные перевороты в тех или иных странах, ввел возможность применения экономических и политических санкций в отношении тех стран, где такие перевороты могут совершаться. Это развязало руки правительству Эрдогана, позволило ему провести глобальную чистку в турецких вооруженных силах. Но после Египта становится ясным, что Запад может - под давлением определенных обстоятельств - сменить парадигму своей политики на Ближнем Востоке, начать дрейф в сторону от исламистских сил, которые сам же поддерживал и вел к власти ходе так называемой «арабской весны». Потому, что эти силы в той или иной форме начинают смыкаться с Ираном. В этой связи ставка начинает делаться на такие исламские силы, которые готовы следовать по пути «модернизации»и продвигать «общедемократические ценности». Но проблема в том, что они составляют не более 20%, то есть меньшинство, которое удержаться у власти способно только при помощи военной силы. Поэтому события в Египте насторожили правящую в Турцию партию Справедливости и развития, которая осуществляет политику «мягкой исламизации» и считает Мурси и его сторонников в стане «Братьев-мусульман» своими идейными и политическими союзниками. Теперь и турецкие военные, как и их египетские коллеги, могут осознать, что эмбарго на их участие в политике может быть снято.
На наш взгляд, такой ход событий оказался неожиданным для правящей элиты Турции, которая была удивлена реакцией Запада и на недавние протестные выступления в связи с реконструкцией парка Гази. В результате всего нескольких дней имидж Эдогана как «демократа» был трансформирован в «диктатора».
Вот почему Мурси будут долго держать под арестом. Он, понимая, что его «сдали» США, может предать гласности как многие тайны своих отношений с Вашингтоном, так и его политики на Ближнем Востоке, в том числе и в отношении Турции.