Военный переворот в Египте ведет к краху «политического ислама»

В Египте осуществлен военный переворот. Такая оценка соответствует всем классическим признакам.

Именно военные объявили об отстранения от власти президента Мухаммеда Мурси, заявили о себе как о гарантах безопасности и стабильности в стране. В качестве временного руководителя страны приведен к присяге председатель Конституционного суда Адли Мансур. Военные также распорядились задержать 300 членов партии «Братья-мусульмане», лидером которой был Мурси. Прекращено вещание исламских телеканалов.

Но дальше начинаются любопытные казусы, связанные с политической квалификацией событий. Отстраненному от власти президенту Мурси удалось оставить в микроблоге запись о том, что он считает происходящее в стране переворотом. В то же время США и другие страны и даже ООН не выступили с осуждением отстранения Мурси, отказываются именовать египетские события военным переворотом. Во-первых, потому, что как Мурси, так и египетские военные являются силами, ориентированными на Запад. Во-вторых, если называть египетские события военным переворотом, то это должно повлечь за собой экономические и политические санкции. США и Запад решили этого избежать.

В этой связи президент США Барак Обама заявил, что «американские ведомства еще только изучают возможные последствии новых египетских потрясений». Он также выразил «глубокую озабоченность в связи с решением военных приостановить действие конституции» и призвал Каир «как можно скорее и со всей ответственностью передать всю полноту власти демократически избранным гражданским структурам». При этом Обама специально подчеркнул, что США «продолжат сотрудничество с египетским народом для обеспечения перехода АРЕ к демократии», и что «долгосрочное партнерство основано на взаимных интересах и ценностях». Аналогичным образом ведет себя и ЕС. Верховный комиссар ЕС по международным отношениям леди Кэтрин Эштон отметила, что «ждет проведения справедливых президентских выборов и скорейшего возвращения к демократическим процессам».

Сколько придется ждать наступления «новой эпохи демократии» - в Египте никто не знает. Да и наступит ли она вообще? Для политиков этой страны начинается непростой период осмысления последних революционных потрясений, и выявление их причин. Известный египетский писатель Аля Асвани усматривает любопытный цикл в развитии событий: после 2011 года, когда был свергнут Мубарак, Египтом сначала правили военные из окружения того же Мубарака, а потом – «Братья-мусульмане», которых он называет «представители старого режима Египта». Они не всегда боролись с режимом, часто заключали с ним союз, входили в парламент. При этом, по мнению Асвани, «были оттеснены те революционные силы, которые выступали за демократические перемены». И вновь военные.

Тут немало загадок и политических тайн. «Почему, а главное для каких целей администрация Обамы пересмотрела свое прежнее негативное отношение к «Братьям-мусульманам» и стала налаживать тесные контакты с этой организацией?», - задается вопросом газета «The New York Times». И почему специальный координатор США по вопросам перехода власти на Ближнем Востоке Уильям Тейлор еще недавно заявлял, что «Вашингтон будет удовлетворен, если парламентские выборы в Египте приведут к победе «мусульманского братства»», и предостерегал египетскую армию от военного переворота.

Похоже, что американцы через «Братьев» вели большую региональную игру. Как утверждает в этой связи ливанская газета «Addiyar», по американскому сценарию «Братьям-мусульманам» передавался контроль над всем Ближним Востоком в обмен на их борьбу против «Аль-Каиды». Причем Вашингтон убедили в том, что «Братья-мусульмане» имеют разветвленную структуру в большинстве стран Ближнего Востока и серьезное политическое влияние. Им отводилась особая роль на иранском, турецком, ливанском и сирийском направлениях. Та же газета «Addiyar», пишет, что конкретный план действий был разработан в ходе встречи, состоявшихся еще в конце 2011 года во Франкфурте (Германия) главы ЦРУ Дэвида Петреуса с руководством «Братьев-мусульман». Поэтому, когда в середине июня нынешнего года президент Египта Мухаммед Мурси объявил об «окончательном» разрыве отношений с Сирией», стало ясно, что «большая игра» вступает в какую-то важную фазу. Но она сорвалась, а президент Сирии Башар Асад отстранение от власти президента Египта Мурси квалифицировал как «крушение идеи политического ислама».

В широком смысле слова так оно и есть. Согласно прогнозу американского издания World Politics Review, после ослабления позиций «Братьев-мусульман» в Египте, бумеранг Тахрира может переметнуться в Тунис, затронуть Иорданию, Турцию, где глава правительства Реджеп Тайим Эрдоган в ходе протестного движения уже стал выстраивать оборонительные рубежи.

Но сейчас главный эпицентр событий находится в Египте, где новым властям предстоит решать задачи огромной сложности. Египтяне удручены отчаянным экономическим положением , быстро истощаются валютные резервы. Новым властям может быть выдан обещанный МВФ кредит в 4,8 миллиарда долларов, но выполнение требований МВФ способно еще более осложнить политическую ситуацию в стране. К тому же борьба между идеологическими силами может принять иную форму и привести к развалу государства.

Так что ситуация в Египте пока движется к новой точке бифуркации. Если эта, одна из ключевых на Ближнем Востоке, страна будет повержена в хаос, то волны дестабилизации быстро достигнут и других берегов. К этому нужно уже готовиться.

Страны: 
Эксперты: