Сирия: плохой мир или хорошая война?

Саммит G8, прошедший в июне в Ирландии, продемонстрировал всю глубину противоречий, существующих между ведущими странами по возможным путям разрешения сирийского кризиса.

Непреклонная позиция России по этому вопросу, предполагающая сосредоточение основных усилий не на проблеме смещения Башара Асада, с непредсказуемыми последствиями не только для ближневосточного региона, а на поиске путей политического урегулирования внутриполитического кризиса в этой стране и недопущении прихода к власти радикальных исламских группировок, - для участников саммита стала полной неожиданностью.

В истории новейшей России не так много примеров, когда наша страна в международных вопросах руководствовалась в основном собственными национальными интересами, без опаски услышать очередные упрёки в имперских амбициях.

Спешка в отношении Сирии вполне понятна: «кровавый» режим, свержение которого должно было занять не более 6-12 месяцев, почему-то не только держится, но налицо все признаки укрепления авторитета действующей власти среди значительной части населения страны.

Уже давно для оппозиции из наёмников создана армия, США сформировали мощную международную антиасадовскую оппозицию, никто особо не скрывает объёмы военной и финансовой помощи, выделяемых для свержения законной власти в Сирии. Но Сирия до сих пор выстояла и без открытого выступления войск НАТО на стороне «оппозиции» имеет все шансы довести свою во всех отношениях справедливую борьбу до победного конца.

План вторжения коалиционных сил, вероятно, существует и давно доведён до всех участников военной кампании. Не хватает малого - благословения операции со стороны ООН и полной блокады Дамаска на внешнеполитической арене. Инструментарий, вероятнее всего, будет без особых изысков: обвинение официальных властей в нарушении прав человека, постоянные и пока бездоказательные обвинения в применении сирийской армией химического оружия, «озабоченность» обеспечением безопасности его запасов.

Спешка объясняется ещё и тем, что боевое крыло оппозиции без крупномасштабного вмешательства со стороны в ближайшее время может окончательно рассыпаться. Последние несколько месяцев характеризуются успешными действиями сирийской армии, постепенно расширяющей границы территорий, освобождённых от иностранных наёмников. Так называемая Сирийская свободная армия все больше напоминает персонажи из «Свадьбы в Малиновке».

При этом распространяемая информация о перебоях с поставками вооружений оппозиционерам, судя по всему, не соответствуют реальному положению дел. Оружие, пускай не самое современное, как поступало, так и поступает боевикам нескончаемым потоком по хорошо отлаженным каналам из сопредельных государств.

Успешное наступление сирийской армии обусловлено не только накопленным опытом ведения боевых действий в условиях партизанской войны и высоким моральным духом действующей армии, но и в значительной степени предельной усталостью сирийского общества от правового беспредела и бесчинств со стороны наёмников, составляющих большую часть боевого крыла сирийской оппозиции.

Бездумно широкое привлечение исламских экстремистов суннитского толка к участию в боевых действиях на стороне сирийской оппозиции в итоге привело к серьёзной компрометации всего оппозиционного движения и тех, кто его поддерживает извне. При этом практически весь командный состав оппозиции состоит именно из них.

Возможно ли сегодня избавиться от исламских радикалов и изменить имидж антиасадовской коалиции? Да, возможно. Но для этого необходимо их полностью разоружить и расформировать. На практике эта задача куда сложнее, чем все предыдущие попытки сформировать из них нечто похожее на регулярную армию.

Свежие кадры с поеданием этими «героями» внутренних органов своих врагов пришлись как нельзя кстати накануне саммита. Сюжет такой, что, как говорится, и европейцам и американцам есть над чем задуматься. Неожиданно серьёзный прокол западной пропагандисткой машины демонстрирует общее состояние координации усилий антиасадовской коалиции.

Подборка подобных материалов при соответствующих усилиях в медийной сфере способна кардинально изменить отношение к сирийской оппозиции не только в США и Европе, но и во всем мусульманском мире.

К сожалению, подобные усилия пока никак не ощущаются. Жаль, несмотря на явный перевес сил в информационной сфере на стороне тех, кто благословил и поддерживает войну в Сирии, такая информация сегодня страшнее авианосцев и караванов с оружием, точнее она может без единого выстрела устранить эти угрозы.

Поддерживать паритет в этой сфере будет ещё сложнее после того, как к информационным операциям помимо официальных СМИ будут подключены американские силы и средства специальных операций, имеющие большой опыт проведения широкомасштабных кампаний по целенаправленному воздействию на общественное сознание как в глобальных масштабах, так и на Ближнем Востоке в частности.

К следующему международному мероприятию по Сирии почти наверняка «картинка» и печатные СМИ будут не в пользу Асада, что будет только способствовать усилению давления на Россию и Китай по сирийскому вопросу.

Западу нужны «железные» аргументы для давления на противников санкций против Сирии. Так как представить серьёзные факты применения сирийской армией оружия массового поражения по понятным причинам не получается, хотя и очень хочется, нужно ожидать резкой активизации информационно-пропагандистской кампании, направленной на обоснование необходимости военной интервенции. Проигрыш на этом поле станет настоящей катастрофой для сирийского народа и может перечеркнуть все внешнеполитические усилия в том числе и России, в течение последних двух лет последовательно блокирующей все попытки использовать ООН для легализации военной интервенции против суверенного государства.

Ещё одно противоречие, нерешённость которого пока играет на руку Сирии - это, с одной стороны, желание Запада добиться перевеса сил в военной сфере руками исключительно отрядов оппозиции, что может быть достигнуто только посредством передачи им новейших образцов вооружения. С другой стороны, моральный и идеологический облик «этих солдат свободы» уже ни у кого не вызывает сомнения, и очень многие на Западе начали понимать, что уже в ближайшем будущем это оружие может появиться в той же Европе, например во Франции, которую хронически лихорадит от выступлений безоружной арабской молодёжи. Пока ещё безоружной и все-таки в значительной мере пока ещё находящейся под воздействием европейской культуры и свойственных ей общечеловеческих ценностей. А если завтра среди них окажутся персонажи из того ролика в Youtube?

На самом деле, контроль за новыми образцами вооружения практически не реализуем без насыщения отрядов оппозиции специалистами и сотрудниками спецподразделений из поддерживающих их стран. Это уже совсем другая война, имеющая мало отличий от открытой интервенции.

Скрыть подобные факты без ведения тотальной информационной войны также представляется маловероятным.

В то же время, несмотря на массовые «утечки» информации об уже давно стартовавшей кампании о предоставлении антиасадовским силам современных образцов вооружения, в интернете пока нет видео об их успешном применении, что совсем несвойственно для наёмников.

Вероятно, некий политический «Рубикон» ещё не преодолён и оружие пока ждёт условного дня «Д». Что может означать поступление такого сигнала? Изменение позиции России по Сирии или начало подготовительной фазы операции по ее оккупации коалиционными силами?

Нет никаких гарантий того, что на уровне высшего политического руководства НАТО существует реальное понимание ситуации в этой сложнейшей во всех отношениях ближневосточной стране. И никто не может гарантировать, что завтра какой-нибудь «умник» не предложит после оккупации поделить Сирию на 3-5 моноконфессиональных секторов, под достаточно самостоятельным управлением иностранной администрации?

Что этим силам может противопоставить Сирийская Арабская Республика? Видеоряд, доступный в мировой сети о боевых действиях в Сирии, убедительно доказывает, что сирийская армия научилась использовать свои сильные стороны в борьбе с многочисленными диверсионными отрядами оппозиции. Бронетанковая техника и пехота достаточно грамотно взаимодействуют при ведении боевых действий в населённых пунктах. Удары артиллерии и авиации наносятся в соответствии с общим замыслом проведения операций сухопутных войск.

Тактическая инициатива и моральный перевес, несомненно, на стороне сирийской армии. Но даже при этих условиях заявления о коренном переломе в гражданской войне в Сирии пока ещё преждевременны. Нельзя недооценивать противника. Большие территории пока находятся под контролем оппозиции, и для их освобождения требуются время и значительные ресурсы, которых в условиях тотальной партизанской войны и обширной иностранной помощи катастрофически не хватает.

Нельзя забывать о сильном износе ресурса сирийской бронетехники и большом проценте недостаточно подготовленных добровольцев в пехотных подразделениях сирийской армии.

Затраченные время и ресурсы дают основание полагать, что США и их союзники не отступят, пока не добьются контроля над наземными трубопроводами, по которым нефть и газ поступают из основных месторождений Ближнего Востока прямо к средиземноморским портам.

Если бы они проходили по территории другого государства, то никто бы, наверное, и не вспомнил про династию Асадов и государство под названием Сирия. На кону Иран, обеспечение независимого транзита углеводородов в обход Ирана лишний раз подтверждают предположения о том, что конечная всех происходящих событий именно он.

Каким образом можно способствовать мирному разрешению сирийского кризиса? Можно за основу избрать прямые действия, то есть поддерживать Сирию посредством поставок современного оружия, технологий, обучения кадров и специалистов. Но это игра на проигрыш: наши ресурсы ограничены и несопоставимы по сравнению с потенциалом наших пока ещё политических оппонентов по этому вопросу.

Многочисленные утечки информации о предоставлении новых образцов вооружения никого напугать не могут, а вот скомпрометировать российское руководство и ВПК - очень легко. Поставки С-300 шаг более знаковый, так как у сирийцев нет времени на нормальный ввод этого вооружения в строй и обучение всего персонала. Особенности расположения зенитно-ракетных комплексов ПВО и особенно их радиолокационных станций таковы, что в условиях обладания противником высокоточным оружием с радиусом действия от 150 км и более, широким арсеналом средств разведки воздушного, морского и космического базирования, - уничтожение этих самих РЛС становится всего-навсего вопросом времени.

Таким образом, прямые действия, направленные на пропорциональное усиление военной помощи Сирии в ответ на аналогичные силовые действия антиасадовской коалиции, в военном аспекте скорее всего не дадут ожидаемого результата.

Непрямые действия могут показать гораздо большую эффективность. Стремление США и их союзников к установлению мира на сирийской земле можно проверить на искренность рядом действительно миротворческих инициатив.

Следуя логике «человека разумного», невозможно в доме или квартире избавиться от комаров, пока не будут закрыты окна, двери и форточки - то есть естественные каналы их нескончаемого притока.

То есть нужно бороться не с последствиями, а с их причиной. Давно назрела необходимость рассмотреть на уровне ООН, в качестве одного из вариантов, закрытие коллективными силами под эгидой ООН всех существующих внешних каналов поступления оружия и боевиков в Сирию.

Следующим шагом могло бы стать введение ограничений на применение тяжёлого вооружения и авиации внутри Сирии в пределах населённых пунктов, проведение комплекса политических и гуманитарных мероприятий, направленных на стабилизацию ситуации и, возможно, проведение досрочных выборов или, например, определение процедуры ухода Асада с поста главы государства при условии сохранения единства Сирии и исключения возможности прихода к власти представителей или ставленников радикальных террористических группировок.

Иначе все разговоры о мире таковыми и останутся, и в ближайшее время эту страну накроет очередная, гораздо более мощная и разрушительная волна вооружённого противостояния, последствия которой окажут непосредственное влияние не только на соседние с Сирией страны.

На Востоке нельзя уповать только на грубую силу. В противном случае, можно рассчитывать только на Пиррову победу, которая, как известно, равносильна поражению. Уже сегодня можно смело утверждать одно – в войне, направленной на неоколонизацию Сирии, победителей не будет.

Страны: