По словам сотрудника Генерального консульства Эстонской Республики в Санкт-Петербурге, господина Консула Франека Персидского, в школах Эстонии должен быть только один язык обучения - эстонский.
Как сообщил порталу «Балтия» известный антифашист, руководитель проектов Балтийского исследовательского центра Международного института новейших государств Максим Рева, об этом дипломат заявил в пятницу прошлой недели, 14 декабря, в ходе семинара, проходившего в рамках осенней школы Российско-Финляндского трансграничного университета на факультете международных отношений СПбГУ.
«Обучение в школах Эстонии должно вестись только на эстонском языке», - заявил Персидский, добавив, что не понимает, какие тут могут быть возражения: «Вы же не открываете школ с таджикским языком обучения для приехавших в Санкт-Петербург детей таджикских мигрантов».
По словам организатора осенней школы Дмитрия Ланко, на семинар были приглашены представители заведомо разных точек зрения: представители эстонского и российского официоза, российской академической науки, российской либеральной оппозиции и третьего сектора Эстонии.
Принимавший участие в семинаре известный юрист-правозащитник, русский омбудсмен в Эстонии Сергей Середенко поправил эстонского дипломата, заявив, что позиция последнего является в полной мере незаконной. «Закон об основной школе, гимназии прямо предусматривает исключения из этого правила, которые, однако, всячески саботируются эстонскими властями», - сказал он.
В свою очередь, Максим Рева также прокомментировал ситуацию.
«Так как я не очень хорошо говорю по-английски, то от выступления я воздержался, но смысл всего происходящего был мне предельно понятен. И надо было видеть лицо Сергея Середенко, когда Персидский завел обычную эстонскую литанию про «оккупацию», «иммигрантов» и пр. Также стоило посмотреть на лицо Персидского во время выступления Середенко – по-моему, оно успело сменить все цвета», - сказал Максим Рева.
Он добавил, что наибольшее впечатление на него произвел доклад русского омбудсмена.
«Во вступлении к своему докладу Сергей сказал, что наилучшим образом отношения между государствами характеризуют договоры между этими государствами, а также их исполнение. И подробно разобрал три провальных договора – Договор о взаимопомощи между ЭР и СССР 1939 года, Договор об основах межгосударственных отношений между ЭР и РСФСР 1991 года и пограничные договоры между РФ и ЭР 2005 года, причем вину на неисполнение двух из них он прямо возложил на эстонскую сторону, а по поводу договора 1991 года сказал, что вообще не понимает поведения обеих сторон. Особо он остановился на эстонской доктрине «правовой преемственности», приведя в пример Конституцию Эстонской ССР 1978 года, в преамбуле которой четко говорится о «восстановлении» Советской власти в Эстонии в 1940 году, и это «восстановление» прописано несравненно четче, чем в Конституции ЭР 1992 года. Особое впечатление на иностранных студентов произвел тот факт, что, согласно договору 1991 году гражданство Эстонии должно было приобретаться «проживающими в Эстонии гражданами СССР» не в порядке натурализации, а в соответствии с их «свободной волей», т.е. в заявительном порядке. Точно в таком же порядке должно было приобретаться и гражданство РФ», - рассказал известный антифашист из Эстонии.
Слушателями семинара были 25 студентов из разных стран. Семинар проходил на английском языке.