Югоосетинское общество вновь на распутье

Два дня в Цхинвале проходила конференция "Национальная идея и государственная политика Южной Осетии", организованная кафедрой философии Югоосетинского государственного университета, с участием представителей академического сообщества, политиков, общественников и студентов. Одна из тем конференции вызвала жаркие споры участников: что делать дальше, строить независимое государство или войти в состав России.

На конференции обсуждались вопросы формирования и выработки национальной идеи государства, в том числе поднимались проблемы языка, демографии, религии, но главной темой, вокруг которой разгорелась дискуссия, стал вопрос воссоединения Северной и Южной Осетии.

Тезис, озвученный представителями североосетинского академического сообщества о том, что национальная идея осетин только тогда может быть осуществлена, когда Северная и Южная Осетия объединятся, буквально расколол зал на две половины – сторонников вхождения в состав России и приверженцев суверенитета.

Свои аргументы в пользу вхождения в состав России озвучил руководитель общественного движения "Твой выбор, Осетия" Алан Джусоев:

"Вхождение в состав России – это наша гарантия безопасности. Все наши договоры с Россией когда-нибудь закончатся, их могут не пролонгировать. То, что Россия построила на нашей территории военные базы, еще ничего не означает. Мы хорошо помним, как советские и российские войска покидали Южную Осетию – я это очень хорошо помню. Только после того, как мы войдем в состав России и станем ее территорией, наша безопасность будет гарантирована Конституцией Российской Федерацией. Другой разговор, как мы туда войдем, в качестве кого, на каких условиях – это все можно обговаривать".

По мнению югоосетинского политика Вячеслава Гобозова, у осетин не может быть альтернативы построению своей государственности:

"Тот этап, который сегодня переживает Южная Осетия, можно назвать историческим. Впервые за семьсот лет на карте вновь появилось осетинское государство, поэтому национальная идея должна заключаться в следующем: мы должны всему миру показать, что осетины как этнос, как нация могут и должны построить демократическое государство, в котором комфортно будет жить всем".

Правозащитник Фатима Маргиева говорит, что Россию и без того упрекают в оккупации грузинских территорий, поэтому и дискуссия о воссоединении с нею – это по сути провокация против большого брата. Но, подчеркивает Маргиева, это не единственная причина, по которой она выступает за суверенитет:

"Если Россия стремится построить унитарное государство, то не получится ли так, что мы когда-нибудь будем спрашивать разрешения на проведение утренника на родном языке, и будем просить культурную автономию, объединившись с Северной Осетией? Я сегодня сказала северным осетинам: "у вас кто-нибудь спросил разрешения, когда часть Северной Осетии в Дарьяльском ущелье передали Грузии безвозмездно? Нет? Потому что у вас нет права голоса. А почему вы и нас хотите лишить этого права голоса? За что мы столько лет жили и боролись в таких условиях – чтобы с нами не поступали так".

На конференции присутствовал президент Леонид Тибилов и лидер вновь создаваемой партии "Единая Осетия" Анатолий Бибилов. Если президент в своем выступлении ограничился словами благодарности в адрес России и признания ее роли в судьбе республики, то Анатолий Бибилов был более категоричен – по его мнению, национальной идеей в республике сегодня должно стать воссоединение южных и северных осетин на одной территории.

Югоосетинский общественник Тимур Цхурбати считает это выступление неслучайным, научно-практическая конференция не что иное, как скрытая пиар-кампания Анатолия Бибилова: присоединение к России - один из программных пунктов партии "Единая Осетия", за которым, по мнению Цхурбати, в Москве стоят силы, продвигающие его в президентское кресло:

"Это была скрытая пиар-акция партии "Единая Осетия" – она хоть и не пользуется популярностью, но зато хорошо финансируется. Но акции не получилось, организаторы допустили ошибку, когда пригласили студентов. Студенты своими аплодисментами демонстрировали отношение к происходящему, и оказалось, что сторонников независимости Южной Осетии было в разы больше. Вчера у них не поучилось, а сегодня пришла "тяжелая артиллерия" – президент Леонид Тибилов, Анатолий Бибилов – и все равно опять не получилось".

Один из организаторов конференции и основной докладчик философ Коста Дзугаев считает подобные мнения надуманными и ничем не обоснованными:

"Мы приглашали лидеров всех политических партий. Пришел Анатолий Бибилов, и мы предоставили ему возможность выступить, и он выступил. Другие не пришли, хотя имели возможность прийти и, как вам сказали, "презентовать свои партии". Что касается самой конференции, речь не шла о выработке каких-то окончательных решений, наша задача состояла в том, чтобы обозначить хотя бы направление дискуссий – думаю, что с этой задачей конференция справилась".

Югоосетинское общество на распутье. Раньше оно было объединено стремлением выжить, отстоять свое право на самоопределение, и теперь, когда Южная Осетия получила пусть ограниченное, но все же признание своего суверенитета, вдруг возник вопрос: что делать с этим внезапным признанием.

Эксперты: