Живя в мире, думаем о войне или размышления о возможной агрессии

Одной из устойчивых традиций за последние десятилетия в Южной Осетии является перманентное ожидание войны. Даже признание нашей независимости Российской Федерацией четыре года назад эти опасения не нивелировали окончательно. При этом, общечеловеческая тема конца света в связи с окончанием календаря племени мая по сравнению с тревожными ожиданиями жителей Республики, кажется всего лишь детской страшилкой. И оно понятно. У нас возможность начала боевых действий аргументируется тщательным раскладом. И в каждый год аргументы эти разные. В году нынешнем это возможность начала вторжения США и его стратегических союзников в Иран. Стороннему человеку такая взаимосвязь едва ли понятна. Только не для жителя Южной Осетии. Схема объяснения проста: США нападают на Иран, Россия выдвигает войска в Армению к границам Ирана, а дорога туда лежит только через территорию Грузии. Так что дранг на Иран!

На днях один из учеников цхинвальской школы, для которого выучить наизусть стихотворение кажется непосильной задачей, сделал при мне «экспертное» заключение о возможности эскалации конфликта в связи с принятой резолюцией Генассамблеи ООН о необходимости возвращения грузинских беженцев в РЮО. Мол, теперь грузинские власти попытаются реализовать решение ООН силой и их поддержат все 60 стран голосовавших за резолюцию. Остается порадоваться за попытку взрослого осмысления мировых хитросплетений юго-осетинским школьником. Если бы не тот печальный факт, что фантом войны никак не уйдет из массового сознания людей.

Возникновение напряженности в последнее время связывают с установлением нового поста грузинской полиции в селении Зардианткари, на прилегающей к Цхинвальскому району территории Грузии. Селение это смешанное, жили здесь осетины и грузины. После того как пост был передвинут в этом же селе ближе к границам РЮО, часть осетинского населения перешла на территорию Южной Осетии. До последнего момента перемещение людей было относительно свободным теперь, же грузинские полицейские установили жесткий контроль за передвижением людей на грузино-осетинской границе.

Грузинская сторона объяснила свои действия тем, что в населенный пункт надо вернуть часть грузин, которые не решались возвращаться в село, провести разминирование территории. Намерение установить новый пост грузинские власти озвучили на одной из встреч, которые проходят в рамках Механизма по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ). Таким образом, формально придраться к грузинской сто-роне невозможно. Но мы то помним, что август 2008 года тоже начинался именно с планомерного усиления постов грузинской полиции.

Успокаивает пока то, что вроде бы на других направлениях такого явного усиления не наблюдается. И это при том, что сел со смешанным грузинским и осетинским населением на прилегающей к территории Грузии еще несколько. У границ поселка Ленингор это село Тваури, в Арцевской зоне село Бичкаты-сых…

Среди признаков возможной войны указывают и на Олимпиаду, с учетом того, что в годы предыдущих олимпиад (2004 и 2008 гг.) Грузия развязывала военные действия в Южной Осетии. Ожидание войны даже связывают с тем, что некоторые сотрудники ряда российских учреждений в РЮО вывезли своих детей. В последнем случае традиция отвозить детишек к бабушкам и дедушкам на лето уже не учитывается. К тому же на лето вывозят своих детей и юго-осетинские граждане.

Возможность начала боевых действий в Южной Осетии никогда не отрицали. То, что Грузия не упустит любой шанс вернуть Абхазию и Южную Осетию в свои «закрома» – ожидаемо. Пока что шанса такого для Тбилиси не предвидится. Однако не только ожидание войны, но и подготовка к ней должна быть всегда на повестке дня в Республике.

К сожалению, несмотря на внешнюю угрозу, военная составляющая страны за последние годы оставляла желать лучшего. И это не только сокращение собственно вооруженных сил. В конце-концов, в боевых действиях с превосходящим противником регулярная армия малоэффективна. Другое дело ополчение. Уличные бои в Цхинвале показали действенность именно иррегулярных сил обороны. Однако если раньше этот сегмент учитывался, начиная от простой приписки к резервным батальонам до военных сборов, то теперь в этом направлении тишина.

Не проведены и мероприятия гражданской обороны. Убежища как не были подготовлены, так и не готовы сегодня. Уверены, что, например, подвалы республиканской больницы все также не оборудованы, как были не приспособлены для работы медперсонала в августе 2004 и 2008 годов (хотя если руководство лечебного учреждения проведет сегодня простую уборку знаменитых подвалов, то этот факт вызовет волну панических настроений). В августе 2008 года центры, где могли бы укрываться люди, определялись стихийно. Это подвалы школы №5 и №6, подвал гостиницы «Алан»… При этом существующие специальные убежища не были готовы. Как, например, на ул. Привокзальной, где помещения отсырели и не приспособлены для нахождения здесь людей.

Впрочем, явных признаков того, что Грузия готовится начать боевые действия, пока нет. Побывавший в РЮО в очередной раз заместитель Секретаря Совета безопасности России Р.Нургалиев успокоил общественность Республики, заявив, что «люди могут быть спокойны». В беседе с журналистами посол России в РЮО Э.Каргиев также отметил, что «Россия здесь для того, чтобы не повторился август 2008 года». На минувшей неделе уже и Президент страны Л.Тибилов уверенно заявил, что не стоит поддаваться слухам и призвал население к спокойствию... Все это хорошо, и, конечно, должно вселить уверенность, но разве существование реваншистских настроений в Грузии не дает нам повод всегда быть готовыми встретить врага. И не лучше ли быть готовым заранее, и начать, скажем, с тех же бомбоубежищ. Глядишь и народ, видя спокойную, планомерную работу в рамках гражданской обороны станет более уверенным в своей безопасности…

Л.Джиоев