Оборонная компания из Израиля готова к масштабному сотрудничеству с Абхазией. Но что это означает для России?
Израильская сторона готова масштабно подойти к вопросам экономического сотрудничества с Абхазией, сказал премьер-министр кавказской республики Сергей Шамба после встречи в Сухуми с представителями израильской оборонной компании Global CST. "В частности, обсуждались перспективы реализации совместных проектов в сфере инфраструктур, добычи природных ресурсов, сельского хозяйства, туризма. Помимо прочего, рассматривается возможность реализации в Абхазии коммуникационных проектов", - сказал Шамба.
Между тем, Израиль заверил Грузию, что не будет вести какое-либо военное сотрудничество с Абхазией, заявляют в Тбилиси. Замглавы МИД Грузии Нино Каландадзе, комментируя на брифинге недавний визит в Сухуми делегации израильской оборонной компании Global CST, сообщила, что израильская сторона официально заверила Грузию, что ни о каком военном сотрудничестве с Сухуми речи быть не может.
Ранее посол Израиля в Тбилиси Ицхак Герберг опроверг информацию СМИ о том, что израильская компания может начать военное сотрудничество с Абхазией, в частности, поставлять вооружение или готовить абхазский спецназ.
Как повлияет сотрудничество Абхазии с израильтянами на реализацию российских интересов в регионе, прокомментировал "Голосу России" руководитель Международного института новейших государств Алексей Мартынов.
- Что же в реальности происходит? Из Абхазии, Израиля и Грузии приходят взаимоисключающие сообщения. Планирует ли израильская компания военное сотрудничество с абхазскими коллегами?
- В том, что Абхазия устанавливает экономические связи, в том числе и с Израилем, нет ничего удивительного. Абхазия довольно привлекательная сторона для инвестиций, для инвестиционного бизнеса. Абхазия пока политически не признана Израилем, но в данном случае, признается экономически на уровне ведущих экономических компаний, экономических агентств, агентов в Израиле, и это неудивительно. Что касается сообщений о военном сотрудничестве, это, скорее, некоторое выдергивание, потому что речь идет о вспомогательном оборудовании двойного назначения.
- Чем израильские компании могли бы помочь Абхазии, если будут вести там бизнес?
- Свято место пусто не бывает. Дело в том, что после признания Абхазии и Южной Осетией в 2008 году, Россия должна иметь преимущественные права в экономических отношениях с этими странами. Хочу отметить, что, например, договор о взаимной или совместной разработке недр в России и Южной Осетии есть, а, скажем, подобного договора у России с Абхазией нет. Чья это недоработка, я не знаю. Отсутствие такого важного межгосударственного документа создает условия для переговоров, в том числе, и с Израилем.
- То есть, России нужно сейчас действовать более активно, потому как иначе могут быть ущемлены интересы нашей страны в экономическом плане?
- Естественно. Это же экономика. С одной стороны, мы признали, нам благодарны. Но с другой стороны, время идет, нужно работать, нужно развиваться, развивать страну, экономику, поднимать уровень жизни. России нужно успевать конкурировать со многими другими странами. По-другому просто не может быть.