На текущей неделе лубочный кинорежиссёр и штатный общественный деятель Никита Михалков представил на суд общественности концепцию "просвещенного консерватизма" для страны. По сути, программный документ с претензией на альтернативу либеральной модернизации по Медведеву. То ли кинорежиссёр поднялся до уровня президента, то ли наоборот. О внутренних опасностях подобного подхода сказано достаточно. Обратимся к внешним - окраинам некогда могучей империи. К ее осколкам - новейшим постсоветским государствам.
Например, в Приднестровской Молдавской республике других идей развития, кроме наследственного консерватизма, не было никогда вовсе. Подобные идеи политической консервации долгое время сохраняли Приднестровье на плаву. В 1990-х - начале 2000-х путешественник, проезжающий через Тирасполь отзывался о Приднестровье как о "заповеднике СССР". Но такой консервативный путь в среднесрочной перспективе к развитию не ведет, а ведет к застою. Это хорошо на определенном этапе и при наличии достаточных ресурсов. Нужные ресурсы в ПМР закончились еще 5 лет назад. На каком паре сегодня "едет" приднестровская экономика - загадка для ученых. По сути всё, что здесь работает - работает в долг. Приднестровские хозяйствующие власти перераспределяют внутренние и внешние балансы таким образом, чтобы максимальное количество долгов оказалось перед российскими государственными организациями в надежде, что эти самые долги Россия простит за размещение на территории ПМР военной базы и в угоду геополитическому преимуществу в регионе. Т.е. сегодня некогда самодостаточный и довольно богатый промышленный регион живет за счет бывшей метрополии. Может ли соседняя Молдавия обеспечить хотя бы такое "застойное" развитие для Приднестровья? Вряд ли. Молдаване сами еле-еле сводят дебет с кредитом. А регулярный политический кризис в Молдавии не добавляет стабильности в экономике.
На прошлой неделе президент России Дмитрий Медведев во Франции высказался в духе либеральной концепции разрешения приднестровского вопроса. Риторически дистанцируя Россию в этом процессе на равноудаленное расстояние с европейскими странами Медведев обнажил ряд важных аспектов. Во-первых, Европа не в состоянии экономически заменить Россию в Приднестровье. Во-вторых, Россия сама не готова доверить судьбу 150 тысяч своих граждан, проживающих в ПМР, националистической власти в Молдавии. Парадокс заключается в том, что альтернативой националистам на предстоящих 28 ноября молдавских парламентских выборах выглядят коммунисты. Что тоже не вполне приемлемо для Медведева и тех, кто разделяет его подходы в решении геополитических задач.
Приднестровская республика вполне могла бы успешно развиваться самостоятельно. Выгодное географическое положение, индустриальная культура и пока достаточное по количеству и качеству население создают неплохие предпосылки для приднестровского модернизационного проекта. Важным и обязательным условием реализации подобного проекта является наличие понимания политическим классом своей исторической ответственности при его срочной ротации.
Ответственно признав государственность Приднестровской Молдавской республики, Россия запустила бы такой новый проект, выступив одновременно его спонсором и главным акционером. Что в свою очередь поставило бы жирную точку в приднестровском урегулировании.
Почему, заявляя о необходимости модернизации России, президент Медведев в то же время, пусть и риторически, отказывает в обновлении Приднестровью, обрекая приднестровцев на "просвещенный консерватизм" с привкусом молдавского кислого вина? Это, по меньшей мере, не справедливо по отношению к исторической памяти наших великих предков, заложивших приднестровский форпост и заплативших за это тоннами российской крови.