Армянским товарам в России нужно углубление евразийской интеграции

Почти двукратный рост импорта из Армении в Россию в прошлом году — наглядное свидетельство того, что вступление Армении в ЕАЭС быстро принесло положительный эффект для экономики страны.

Однако без развития современной товаропроводящей сети наращивание импорта армянских товаров в Россию быстро упрется в такие естественные ограничения, как низкий платежеспособный спрос и слабая транспортно-логистическая инфраструктура.

Будущее взаимной торговли и инвестиций напрямую зависит от степени углубления интеграции стран-участниц ЕАЭС и их усилий по снятию остающихся барьеров.

Качество пока перевешивает цену

Увеличение импорта товаров из Армении в Россию стало одной из главных тем в рамках экспертной дискуссии «Армения в системе координат Большой Евразии», состоявшейся на днях в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону).

На первый взгляд, итоги прошлого года должны переполнять армянских производителей оптимизмом. По данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2016 году импорт из Армении в Россию увеличился на 80,4% - с $ 209,6 до 378,3 млн. «Это хороший результат. Основная часть импортируемых товаров — продукция пищевой промышленности и сельхозпереработки, а это значит, что реализуется заявленная цель ЕАЭС — содействовать экспорту готовой продукции», — сказал в ходе дискуссии профессор Армянского государственного экономического университета Ашот Тавадян, один из «архитекторов» вступления Армении сначала в Таможенный Союз, а затем и в ЕАЭС.

Однако участники дискуссии, представлявшие Армению, отметили, что армянские товары в России стоят гораздо выше, чем в их стране, даже несмотря на льготные режимы ввоза в рамках правил ЕАЭС. «Я уже несколько месяцев живу в Ростове и все время удивляюсь, почему товары из Армении стоят здесь в два раза дороже, чем в Ереване, хотя их можно довезти сюда всего за сутки», — поделился наблюдениями генеральный консул Армении в Южном федеральном округе Вардан Асоян. По его словам, высокие цены приводят к тому, что товарооборот между Арменией и Ростовской областью, где уже больше двух веков проживает крупное армянское землячество, в настоящий момент падает.

Известный ростовский предприниматель, депутат городской думы Ростова-на-Дону Ашот Хбликян считает, что главная проблема заключается в том, что армянским товарам очень сложно входить в крупные торговые сети: условия, выставляемые ими, для многих производителей просто непосильны. «В рамках нашей сети мы решили проблему просто, — сообщил Хбликян. — Я сказал менеджерам: поставьте на полку — а дальше пусть покупатель сам голосует своим кошельком. Но местных сетей в Ростове осталось мало, а условия федеральных сетей часто невыполнимы».

При наличии таких ограничительных факторов, как высокая цена и сложности с вхождением в форматную розницу, рост армянского импорта в Россию можно объяснить прежде всего высоким качеством продукции. «Не так давно я купил в московской „Азбуке вкуса“ армянские консервированные овощи — они оказались очень высокого качества. Решил купить снова — оказалось, что очень быстро разобрали», — заметил депутат Госдумы, бывший мэр Ростова Михаил Чернышев. «Я лично просил винодельню „Карас“ увеличить поставки в Россию, но мне ответили: извините, вся продукция расписана на несколько лет вперед», — добавил Вардан Асоян.

Информационно-логистический канал

По мнению генконсула Армении в ЮФО, выходом из описанной ситуации должно стать создание армяно-российского торгового дома (как минимум на уровне Южного региона России) — структуры, которая облегчила бы движение товаров от производителя к потребителю. Базой для ее появления может выступить соглашение, не так давно заключенное между правительствами Армении и Ростовской области, которое само по себе прецедентно для дипломатической практики, полагает консул, поскольку подобные документы обычно подписываются между главами государств либо на уровне регионов.

В то же время представитель Торгово-промышленной палаты Ростовской области Юрий Алексеевский предположил, что работа по созданию торгового дома не обещает быть простой: «У нас уже были подобные опыты с Украиной и Белоруссией, но они не продлились долго, поскольку очень быстро возникали вопросы финансирования, нараставшие как снежный ком. Не хотелось бы, чтобы с Арменией повторилась „история неуспеха“».

По мнению Алексеевского, торговый дом — или иная похожая структура — не должен быть выставкой товаров, скорее речь идет о появлении информационно-сервисного центра, задачей которого является облегчить движение товаров от производителей к потребителям. При этом очень важно задействовать механизмы поддержки экспорта, действующие в Армении, поскольку пока, сообщил представитель донской ТПП, большой активности поставщиков не наблюдается.

В данном случае армянской стороне, безусловно, стоит изучить опыт Белоруссии, которая сформировала в России весьма эффективную товаропроводящую сеть, буквально наводнив российские города розничными точками со своими продуктами питания, парфюмерией и легпромом. Что же касается армянских товаров, то пока создание специализированных точек по их реализации на уровне регионов остается чаще всего уделом отдельных предпринимателей, и эксперименты эти далеко не всегда оказываются удачными.

Кроме того, как сообщил Вардан Асоян, сейчас руководством Армении ведется значительная работа по открытию новых транспортных коридоров для поставки армянских товаров — например, Транскавказской магистрали, проходящей через Южную Осетию. Однако успех этой работы во многом зависит от развития грузино-абхазских и грузино-югоосетинских отношений. Пока же товары из Армении поступают на юг России главным образом через Военно-Грузинскую дорогу, что сопряжено с серьезными рисками, поскольку эта магистраль регулярно закрывается из-за непогоды или камнепадов.

Асимметричный туризм

Еще одним важным результатом вступления Армении в ЕАЭС и принятых в дальнейшем решений стал рост турпотока из России. Как известно, с 23 февраля граждане РФ могут въезжать в Армению через аэропорты «Звартноц» (Ереван) и «Ширак» (Гюмри) по внутрироссийскому паспорту, и это, по словам Вардана Асояна, сразу же стало серьезным стимулом для увеличения количества гостей.

Но еще в конце прошлого года на пути наращивания турпотока возникло серьезное препятствие, когда российская авиакомпания-дискаунтер «Победа» (дочерняя структура «Аэрофлота») отказалась летать в Ереван из-за высоких тарифов на обслуживание в аэропорте «Звартноц». В настоящее время «Победа» летает из Москвы в Гюмри, но это слабое утешение для жителей того же Ростова-на-Дону, где для туристических поездок в Армению существует рынок, потенциально насчитывающий десятки тысяч человек и выходящий далеко за пределы местного армянского землячества.

Более того, еще в прошлом году, когда прекратила существование местная авиакомпания «Донавиа» (еще одна «дочка» «Аэрофлота»), головная компания отменила прямые рейсы из Ростова в Ереван, и теперь этот маршрут фактически монополизирован одним перевозчикам. А когда «Победа» стала выполнять из Ростова международные рейсы, это фактически сыграло на руку главным конкурентам Армении на местном туристическом рынке, поскольку теперь из Ростова можно недорого слетать в Тбилиси и Баку.

Формула успеха: 20/80

Следующим логичным шагом расширения сотрудничества России и Армении в рамках ЕАЭС должен быть взаимный обмен инвестициями — и здесь ситуация пока также выглядит асимметрично. Поток капиталов из России в Армению давно налажен: как сообщил на недавней встрече с Владимиром Путиным президент Армении Серж Саргсян, общий объем российских инвестиций в реальный сектор армянского экономики достиг $ 4,5 млрд.

Поэтому одной из главных задач углубления интеграции является наличие встречных инвестпроектов, и первые примеры таких инициатив на юге России уже есть. В конце прошлого года в Северной Осетии — российском регионе, наиболее близком к Армении — состоялись переговоры между главой республики Вячеславом Битаровым и компанией «Спайка», одной из крупнейших в АПК Армении. Инвестпроект, предложенный армянской стороной, предполагает закладку яблоневых садов и строительство фруктохранилища на общую сумму 3,5 млрд рублей.

Как сообщил генеральный директор ООО «Спайка» Давид Казарян, в результате в Северной Осетии может быть создано до 300 постоянных и до 700 сезонных рабочих мест. «Я лично окажу всяческую поддержку тому, кто желает вложить хоть рубль в экономику республики», — пообещал армянскому инвестору Вячеслав Битаров, сам в недавнем прошлом успешный бизнесмен. При должном уровне государственной поддержки этот проект может оказаться прецедентным для всего Большого Кавказа.

Однако и вопросы наращивания взаимных инвестиций, и вопросы расширения товарооборота во многом зависят от того, какое продолжение получат интеграционные процессы в рамках ЕАЭС. По мнению Ашота Тавадяна, одна из главных задач интеграции — проведение странами-участницами ЕАЭС согласованной экономической, финансовой и валютной политики, а здесь до общих знаменателей еще очень далеко.

Например, напомнил Тавадян, инфляция в Казахстане в прошлом году составила 16%, в Белоруссии — 10,6%, в России — 5,4%, а в Армении и вовсе была отмечена дефляция в размере 1,1%. Не способствует совместным начинаниям и значительная стоимость заемных средств — и в России, и в Армении учетные ставки центробанков остаются на высоком уровне. И все же, полагает армянский экономист, успех евразийской интеграции лишь на 20% зависит от внешнеэкономической конъюнктуры, а на оставшиеся 80% - от усилий самих участников блока.

https://eadaily.com/ru/news/2017/03/29/armyanskim-tovaram-v-rossii-nuzhn...

Эксперты: